СНОВИДЕНИЕ

Проект реализован при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

При поддержке РГНФ - грант  № 11-04-12-041в

СОДЕРЖАНИЕ. «Русский идеографический cловарь: Мир человека и человек в окружающем его мире», снабженная информационно-поисковой системой


ПОИСК ПО УКАЗАТЕЛЮ

Бог, беда, бедность, богатство, весна, видение, власть, волк, волшебство, воля, вражда, время, глупость, гость, грех, добро, доброта, дождь, дружба, душа, жалость, жизнь, зверь, земля, зима, зло, злоба, змея, имущество, клевета, конь, кошка, лень, лето, ложь, молва, молитва, молчание, мысль, небо, неволя, нечистая сила, обычай, осень, память, песня, погода, помощь, правда, привычка, пророчество, пространство, птица, река, речь, родина, родня, свобода, семья, слава, смерть, смех, сновидение, собака, совесть, сон, сосед, ссора, страх, стыд, суд, судьба, тайна, толпа, ум, хлеб, хмель, чудо, чужбина, я

сновидение
бессонница, видение, грёза, засып, засыпание, кошмар, мечта, мечтание, полусон, сновидец, снотолковник, сонник, спень (Даль)
видеться, грезиться, заснуть, заспать, засыпать, отосниться, полусонный, привидеться, пригрезиться, присниться, сниться, сновиденческий, сновидческий, сонный, спать, спаться, уснуть


I. Быть. Бывают пророческие сновидения, сны. Посетило сновидение. Одно и то же сновидение повторяется снова и снова. Был, привиделся вещий сон. Снится, видится чудный сон. Приснился, пригрезился странный, необычный сон. Сны сменяют друг друга, следуют один за другим. Сон прервался на самом интересном месте. Ничего не приснилось. Редко кому не снятся сны.

s О да, конечно, я был побеждён лишь одним ощущением того сна, и оно только одно уцелело в до крови раненном сердце моём ... (Достоевский). - Случилось со мною сонное мечтание. <...> Я ведь сновидец! (Тургенев). ... Глубокий сон, самый сон, т. е. сон как таковой, не сопровождается сновидениями, и лишь полусонное-полубодрственное состояние, именно граница между сном и бодрствованием, есть время, точнее сказать, время-среда возникновения сновидческих образов (Флоренский). Чьи-то вздохи, чьё-то пенье, чьё-то скорбное моленье, / И тоска, и упоенье, - точно искрится звезда, / Точно светлый дождь струится, - и деревьям что-то мнится / То, что людям не приснится, никому и никогда (Бальмонт). Кречмару казалось, что он спит, и вот - тянется, тянется самый страшный сон, который он когда-либо видел (Набоков). [Софья] Неужели ты его любишь? [Вера] Это такой маленький, жалкий трусишка. [Софья] Но как же ты могла?.. [Вера] Так... Дурной сон! Я думала - всё это выйдет иначе (М. Горький). Она пошарила и достала из-под одеяла пружину от капкана, которую запасливый Чук тайно притащил с собой в постель. Мать швырнула пружину за кровать. При свете луны она заглянула в лицо Геку и поняла, что ему снится тревожный сон. Сон, конечно, не пружина, и его нельзя выкинуть. Но его можно потушить. Мать повернула Гека со спины на бок и, покачивая, тихонько подула на его тёплый лоб. Вскоре Гек засопел, улыбнулся, и это означало, что плохой сон погас (А. Гайдар). Иван, почему-то не обидевшись на слово «дурак», но даже приятно изумившись ему, усмехнулся и в полусне затих. Сон крался к Ивану, и уж померещилась ему и пальма на слоновой ноге, и кот прошёл мимо - не страшный, а весёлый, и, словом, вот-вот накроет сон Ивана, как вдруг решётка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем (Булгаков). Ночь она провела дурно. Обрывки странных и тревожных сновидений в беспорядке проходили перед её закрытыми глазами (А. Н. Толстой). И, честное слово, нам ничего не снилось / когда, свернувшись в углу, / мы дремали в летящей без фар машине / или на твёрдом полу. / У нас была чистая совесть людей, / посмотревших в глаза войне. / И мы слишком много видели днём, / чтобы видеть ещё во сне (Симонов). Сон крутился на одном месте. Жутко, невыносимо было. Борис занёс ногу над пустотой, чтобы выпрыгнуть из бешено мчавшегося вагона, чтобы избавиться от этой жути, и замер, почувствовав на себе пристальный взгляд. Он вздрогнул, схватился за кровать и привстал, поднятый этим взглядом (Астафьев).

      II. Кто. Что.

      А. Сновидение - образы, картины, явления, возникающие в сознании спящего, воспринимаемые и переживаемые им во сне как реальные; сам такой образ, картина, явление. «Сновидения - более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы, периодически возникающие у спящего человека в результате деятельности нервных клеток, остающихся во время сна активными» (Рус. энц. словарь). «Сновиденье - видение во сне, сон в лицах, в действии, грёзы, бред, игра воображенья во сне» (Даль).

Сон - то, что снится, видится спящему, сновидение. «Сон - видения во сне, сновиденье, грёзы» (Даль).

      Б. Грёза - призрачное видение во сне, сновидение; также мечта, мечтание. «Грёза - мечта, блажь, мнимое видение, бред, игра воображенья во сне, в горячке или наяву» (Даль).

Кошмар - тяжёлое, гнетущее сновидение. «Кошмар - ночное удушье, сонная одышка, удушье домового; говорят, домовой душит» (Даль).

Сновидец - тот, кто видит вещие сны. «Сновидец - кто видел известный сон или часто видит сны» (Даль).

      Противоп.: Явь - реальная действительность, то, что существует наяву, не во сне, не в грёзах.

Что это - сон или явь?

s - <...> В жизнь мою я не знал, что такое бессонница, а теперь испытал не только бессонницу, но сны такие... я и сам не умею сказать, сны ли это или что другое: точно домовой тебя душит, и всё мерещится проклятый старик (Гоголь). Сон? что такое сон? А наша-то жизнь не сон? (Достоевский. Сон смешного человека). ... Многим, в том числе и мне, [танк] не даёт спать и чёрт его знает сколько раз снится, хотя вообще сны на фронте - явление редкое (В. Некрасов).

      III. Каков. Сны бывают тревожны, мучительны. Сновидения наполнены образами, видениями. «Хотя и видимое, сновидение насквозь телеологично, или символично» (Флоренский). «Страшен (грозен) сон, да милостив Бог» (Даль). «Нехорош сон, - сказала старуха, - дай полтинку, поправлю» (Даль).

s [Фамусов] Да, дурен сон, как погляжу, / Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти, и любовь, и страхи, и цветы (Грибоедов). Сладостен сон любовника: он видит бархатные луга, орошённые ручьями, сады Армидины, царство Луны и Сильфов; все предметы и все места украшены присутствием его возлюбленной. Везде она с ним, ходит рука с рукою, везде неразлучна - и в хижине, и в палатах, и в обществе, и в пустыне (Батюшков. Похвальное слово сну). Бывает сон - всю ночь один: / Так видит Даму паладин, / Так раненому снится враг, / Изгнаннику - родной очаг, / И капитану - океан, / И деве - розовый туман... / Но сон мой был иным, иным, / Неизъясним, неповторим, / И если он приснится вновь, / Не возвратится к сердцу кровь... (Блок). Беспокоен смутный сон растений, / Плавают туманы, точно сны, / В них ночные бабочки, как тени, / С крыльями жемчужной белизны (Гумилёв). Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен. <...> Приснилась неизвестная Маргарите местность - безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, - меж деревьев, - бревенчатое зданьице, не то оно - отдельная кухня, не то баня, не то чёрт знает что. <...> И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчётливо виден. Оборван он, не разберёшь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные. Манит её рукой, зовёт. Захлёбываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась (Булгаков). Белый лебедь, лебедь чистый, / Сны твои всегда безмолвны, / Безмятежно-серебристый, / Ты скользишь, рождая волны (Бальмонт). Сон был тонок, как водяная плёнка. Всю ночь она чувствовала себя спящей и рассматривающей утомительные картины и в полузабытьи думала: - какие напрасные видения (А. Н. Толстой). Он не мог передать свои сны другому - сновидения непередаваемы, и потому, считал он, они не должны исчезнуть бесследно ... (Айтматов). Под утро к ней приходили два сна. Один длинный, обыденный и скучный, у него много лиц, и все они кого-то напоминают. Этот сон наполнен раздражёнными голосами и бесцельными действиями. Он ничем не отличается от будней, поэтому тяжёл, скучен и сер ... (Рубина). Размышляя о своих сновидениях, он пришел к выводу, что их истинная природа непознаваема - возможно, удивительная логика и стройность, которая была им свойственна, рождалась в его собственном сознании, безупречные зеркала которого образовывали калейдоскоп, способный создать симметричную картину из бесформенных осколков хаоса (Пелевин).

      IV. Какой. Странное, тревожное сновидение. Хороший, дивный, волшебный, радостный, счастливый сон. Золотой сон (о счастливой грёзе). Непонятный, таинственный, загадочный сон. Сон в руку (о сбывшемся сне). Сонные видения, грёзы. Дикий, смутный, странный сон. Страшный, кошмарный, тяжёлый, мучительный сон (сновидение). Короткие, длинные, повторяющиеся сны. Цветные, красочные, яркие сны. Вещие, пророческие сны (содержащие пророчество, предсказание будущего). Несвязные, отрывочные сновидения. Мучительный, тягостный, болезненный кошмар.

s А Святослав мутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевают меня, - говорит, - чёрным покрывалом на кровати тисовой; черпают мне синее вино, с горем смешанное; сыплют мне пустыми колчанами поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежат меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесеньска, в предградье стоял киевский лес, и понеслись (они - вороны) к синему морю» (Слово о полку Игореве; перевод Лихачёва). Тебя в пророчественном сне / Видал я; / Тобою в пламенной весне / Дышал я; / Ты мне цвела в живых цветах; / Твой образ веял в облаках (Жуковский). [Фамусов] «Сон в руку», мне она изволила шепнуть, / Вот ты задумал... [Чацкий] Я? - Ничуть! [Фамусов] О ком ей снилось? что такое? [Чацкий] Я не отгадчик снов (Грибоедов). И снится вещий сон герою: / Он видит, будто бы княжна / Над страшной бездны глубиною / Стоит недвижна и бледна (Пушкин). К тебе я стану прилетать, / Гостить я буду до денницы / И на шелковые ресницы / Сны золотые навевать (Лермонтов). Грубые, суеверные рассказы <...> странниц превращаются у ней [Катерины] в золотые поэтические сны воображения (Добролюбов). [Марфа] Ах, Ваня, Ваня! Что за сны бывают! <...> Приснилось мне, что будто я - царевна (Мей). Но скоро добрый сон, младенчески-беспечный, / Сходил на шёлк твоих ресниц - / И на руки к нему глава твоя склонялась, / И, матери нежней, тебя лелеял он... / Стон замирал в устах... дыханье уравнялось - / И тих и сладок был твой сон (Тютчев). - <...> Слушаю я вас и мне мерещится... я, видите, вижу иногда во сне один сон... один такой сон, и он мне часто снится, повторяется, что кто-то за мной гонится, кто-то такой, которого я ужасно боюсь, гонится в темноте, ночью, ищет меня, а я прячусь куда-нибудь от него <...>, а главное что ему отлично известно, куда я от него спрятался, но что он будто бы нарочно притворяется, что не знает, где я сижу, чтобы дольше промучить меня, чтобы страхом моим насладиться... <...> - Это вы такие видите сны? - осведомился прокурор. - Да, такие вижу сны... А вы уж не хотите ли записать? - криво усмехнулся Митя. - Нет-с, не записать, но всё же любопытные у вас сны (Достоевский). Она не спала всю ночь. Но в том напряжении и тех грёзах, которые наполняли её воображение, не было ничего неприятного и мрачного; напротив, было что-то радостное, жгучее и возбуждающее (Л. Толстой). И уже стал беспокойным сон: появились новые, выпуклые, тяжёлые, как деревянные, раскрашенные чурки, сновидения, ещё более стремительные, чем мысли. Уже не поток это был, а бесконечное падение с бесконечной горы, кружащийся полёт через весь видимо красочный мир (Андреев). Странный сон увидел я сегодня: / Снилось мне, что я сверкал на небе, / Но что жизнь, чудовищная сводня, / Выкинула мне недобрый жребий. / Превращён внезапно в ягуара, / Я сгорал от бешеных желаний, / В сердце - пламя грозного пожара, / В мускулах - безумье содроганий. / И к людскому крался я жилищу / По пустому сумрачному полю / Добывать полуночную пищу, / Богом мне назначенную долю. / Но нежданно в тёмном перелеске / Я увидел нежный образ девы / И запомнил яркие подвески, / Поступь лани, взоры королевы (Гумилёв). Вот ставит ночь свои ветрила / И тихо по небу струится, - / О самой нежной, о самой милой / Мне пестрокрылый сон приснится (Гумилёв). Снова сон, пленительный и сладкий, / Снится мне и радостью пьянит, - / Милый взор зовет меня украдкой, / Ласковой улыбкою манит (Бунин). - <...> А ты всё-таки папашеньке про Крест не сказывай, про сон-то мой. Он вон тоже видал сон, неприятный... рыбу большую видал, гнилую-ю... вплыла, будто, в покои, без воды, стала под образа... Расстроились они маленько со сну того (Шмелёв). Ей часто снилась по ночам сказочно великолепная, белая, как сахар, лестница и маленький силуэт человека, уже дошедшего доверху, но оставившего на каждой ступени большой чёрный подошвенный отпечаток, левый, правый, левый, правый... Это был мучительный сон (Набоков). Так! наконец-то мы в своих владеньях! / Одежду - на пол, тело - на кровать. / Ступай, душа, в безбрежных сновиденьях / Томиться и страдать! / Дорогой снов, мучительных и смутных, / Бреди, бреди, несовершенный дух. / О, как ещё ты в проблесках минутных / И слеп, и глух! <...> Когда ж в тоске проснусь, / Соединимся мы с тобою снова / В нерадостный союз. / День изо дня, в миг пробужденья трудный, / Припоминаю я твой вещий сон, / Смотрю в окно и вижу серый, скудный / Мой небосклон... (Ходасевич). Видел Василиса сон нелепый и круглый. Будто бы никакой революции не было, всё была чепуха и вздор. Во сне. Сомнительное, зыбкое счастье наплывало на Василису. Будто бы лето и вот Василиса купил огород. Моментально выросли на нём овощи. Грядки покрылись весёлыми завитками, и зелёными шишками в них выглядывали огурцы. Василиса в парусиновых брюках стоял и глядел на милое, заходящее солнышко <...>. И вот в этот хороший миг какие-то розовые, круглые поросята влетели в огород и тотчас пятачковыми своими мордами взрыли грядки. Фонтанами полетела земля. Василиса подхватил с земли палку и собирался гнать поросят, но тут же выяснилось, что поросята страшные - у них острые клыки. Они стали наскакивать на Василису, причём подпрыгивали на аршин от земли, потому что внутри у них были пружины. Василиса взвыл во сне, верным боковым косяком накрыло поросят, они провалились в землю, и перед Василисой всплыла чёрная, сыроватая его спальня ... (Булгаков). Таких снов на рассвете я ещё никогда не видел. Это двойные сны. Причём основной из них, я бы сказал, стеклянный. Он прозрачен. Так что вот, - я вижу жутко освещённую лампу, из неё пышет разноцветная лента огней. Амнерис, колыша зелёным пером, поёт. Оркестр, совершенно неземной, необыкновенно полнозвучен. Впрочем, я не могу передать это словами. Одним словом, в нормальном сне музыка беззвучна... (в нормальном? Ещё вопрос, какой сон нормальнее! Впрочем, шучу...) беззвучна, а в моём сне она слышна совершенно небесно. И, главное, что я по своей воле могу усилить или ослабить музыку. Помнится, в «Войне и мире» описано, как Петя Ростов в полусне переживал такое же состояние (Булгаков). И, наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон. Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный: как солнечный шар. Будто бы шёл Петька по зелёному большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. <...> Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал сверчок за печкой. Петька стал видеть иные, лёгкие и радостные сны, а сверчок всё пел и пел свою песню, где-то в щели, в белом углу за ведром, оживляя сонную, бормочущую ночь в семье (Булгаков). Наконец заснул и Гек. ...И снился Геку странный сон / Как будто ожил весь вагон, / Как будто слышны голоса / От колеса до колеса / Бегут вагоны - длинный ряд - / И с паровозом говорят. / Первый. Вперёд, товарищ! Путь далёк / Перед тобой во мраке лёг. / Второй. Светите ярче, фонари, / До самой утренней зари! / Третий. Гори, огонь! Труби, гудок! / Крутись, колёса, на Восток! / Четвёртый. Тогда закончим разговор, / Когда домчим до Синих гор. Когда Гек проснулся, колёса, уже без всяких разговоров, мерно постукивали под полом вагона (А. Гайдар). Нынче я гость небесный / В стране твоей. Я видела бессонницу леса / И сон полей. Где-то в ночи подковы / Взрывали траву. Тяжко вздохнула корова / В сонном хлеву (Цветаева). Во второй половине ночи ему стали являться короткие, быстро сменяющиеся сновидения из времён детства, толковые и богатые подробностями, которые легко было принять за правду (Пастернак). Был вещим этот сон или не вещим... / Марс воссиял среди небесных звезд, / Он алым стал, искрящимся, зловещим, - / А мне в ту ночь приснился твой приезд (Ахматова). Обоюдный сон - такого она, сколько жила, не знала. Обоюдный - стало быть, не простой, вещий. Его и разгадывать не надо, он весь на виду (Распутин). Мне часто снятся мучительные «музыкальные» сны - через пять минут экзамен, а я так и не доучила партию левой руки в Прелюде Листа (Рубина).

      V. Чей. Мои (твои, их...) сновидения, сны. Девичьи сны. Детские сны. «Девичьи сны да бабьи сказки» (Даль).

s В подушки прятался я, плача от волненья, / Дневной тревогой оглушён, / И засыпал, счастливый на мгновенье, / Стараясь на лету поймать недавний сон, / Бояся потерять ребяческие бредни... (Апухтин). И - мой старый сон, такой теперь понятный: все напитано золотисто-розозым соком, и сейчас перельётся через край, брызнет (Замятин). Мой тихий сон, мой сон ежеминутный - / Невидимый, заворожённый лес, / Где носится какой-то шорох смутный, / Как дивный шелест шёлковых завес (Мандельштам). Мой зимний сон, мой сон до слёз хороший, / Я от тебя судьбой унесена. / Так суждено! Не надо мне ни ноши / В пути, ни сна (Цветаева). Ты глядела, моё сновиденье, / в глубину голубую аллей, / и сквозное листвы отраженье / трепетало на шее твоей (Набоков). Вот материны сны, несколько. Почему-то они мне запомнились, не знаю. Может, потому, что рассказывала она их не один раз; она сама помнит их всю жизнь (Шукшин. Сны матери). Как часто вижу я сон, мой удивительный сон, / В котором осень нам танцует вальс-бостон. / Там листья падают вниз, пластинки крутится диск: / «Не уходи, побудь со мной, ты - мой каприз...» (Розенбаум).

      VI. Действие. Состояние. Отнесённость (связанность). Сниться - представляться, видеться во сне, сновидении. «Сниться - присниться, видеться во сне, грезиться, являться кому-либо в сновидении» (Даль).

Мучают, преследуют, не дают спать страшные сны, кошмары. Навевать сон. Видеть, смотреть сон. Досматривать сон. Оборвать, прервать, спугнуть сон. Сон не запомнился. Обычно сны сразу забываются. Увидеть во сне суженого. Рассказать, пересказать свой сон. Что тебе приснилось (пригрезилось), что ты видел (что тебе привиделось) во сне? Разгадывать, отгадывать, объяснять, растолковывать сны (сновидения). Что сей сон значит? (в разг. речи: что это такое, как это нужно понимать?) Сбылся счастливый сон. Не все сны сбываются, свершаются. Не верить ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай (ни во что не верить). «Во сне видел, да наяву прозевал» (Даль; посл.). «Что наяву деется, то и во сне грезится» (Даль; посл.). «Что наяву делают, того не боятся; а что во сне видят, того боятся» (Даль; посл.).

s Утихло всё. Татьяна спит. / И снится чудный сон Татьяне. / Ей снится, будто бы она / Идёт по снеговой поляне, / Печальной мглой окружена... <...> Опомнилась, глядит Татьяна: / Медведя нет; она в сенях; / За дверью крик и звон стакана, / Как на больших похоронах; / Не видя тут ни капли толку, / Глядит она тихонько в щёлку, / И что же видит?.. за столом / Сидят чудовища кругом: / Один в рогах с собачьей мордой, / Другой с петушьей головой, / Здесь ведьма с козьей бородой, / Тут остов чопорный и гордый, / Там карла с хвостиком, а вот / Полу-журавль и полу-кот. / Ещё страшней, ещё чуднее: / Вот рак верьхом на пауке, / Вот череп на гусиной шее / Вертится в красном колпаке, / Вот мельница вприсядку пляшет / И крыльями трещит и машет; / Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, / Людская молвь и конский топ! / Но что подумала Татьяна, / Когда узнала меж гостей / Того, кто мил и страшен ей, / Героя нашего романа! / Онегин за столом сидит / И в дверь украдкою глядит. <...> Спор громче, громче; вдруг Евгений / Хватает длинный нож, и вмиг / Повержен Ленский; страшно тени / Сгустились; нестерпимый крик / Раздался... хижина шатнулась... / И Таня в ужасе проснулась... (Пушкин). Её тревожит сновиденье. / Не зная, как его понять, / Мечтанья страшного значенье / Татьяна хочет отыскать. <...> Но сон зловещий ей сулит / Печальных много приключений (Пушкин). Невеста жениху в ответ: / «Откроюсь на удачу. / Душе моей покоя нет, / И день, и ночь я плачу. / Недобрый сон меня крушит». / Отец ей: «Что ж твой сон гласит? / Скажи нам, что такое, / Дитя моё родное?» (Пушкин). И снился мне сияющий огнями / Вечерний пир в родимой стороне. / Меж юных жён, увенчанных цветами, / Шёл разговор весёлый обо мне. / Но в разговор весёлый не вступая, / Сидела там задумчиво одна, / И в грустный сон душа её младая / Бог знает чем была погружена; / И снилась ей долина Дагестана; / Знакомый труп лежал в долине той; / В его груди, дымясь, чернела рана, / И кровь лилась хладеющей струёй (Лермонтов. Сон). ... И вспомнил наконец весь свой сон. По мере припоминанья сон этот представлялся в его воображенье так тягостно жив, что он даже стал подозревать, точно ли это был сон и простой бред, не было ли здесь чего-то другого, не было ли это виденье (Гоголь). Будут песни к тебе хороводные / Из села по заре долетать, / Будут нивы тебе плодородные / Безгреховные сны навевать (Некрасов). Да, это юг, да, это юг, - поёт ей дивный сон. / Опять с тобой любимый друг, / Опять свободен он! (Некрасов). Я вообще спал много - и сны играли в моей жизни значительную роль; я видел сны почти каждую ночь. Я не забывал их, я придавал им значение, считал их предсказаниями, стараясь разгадать их тайный смысл; некоторые из них повторялись от времени до времени, что всегда казалось мне удивительным и странным. Особенно смущал меня один сон. Мне казалось, что я иду по узкой, дурно вымощенной улице старинного города, между многоэтажными каменными домами с остроконечными крышами. Я отыскиваю моего отца, который не умер, но почему-то прячется от нас и живёт именно в одном из этих домов. И вот я вступаю в низкие тёмные ворота, перехожу длинный двор, заваленный брёвнами и досками, и проникаю, наконец, в маленькую комнату с двумя круглыми окнами. Посередине комнаты стоит мой отец в шлафроке и курит трубку (Тургенев). И снится Верочке сон. Снится ей, что она заперта в сыром, тёмном подвале. И вдруг дверь растворилась, и Верочка очутилась в поле, бегает, резвится и думает: «как же это я могла не умереть в подвале?» - «это потому, что я не видала поля; если бы я видала его, я бы умерла в подвале», - и опять бегает, резвится ... (Чернышевский). - А ведь я до двух часов не спала от радости, мой друг. А когда я уснула, какой сон видела! Будто я освобождаюсь из душного подвала, будто я была в параличе и выздоровела, и выбежала в поле, и со мной выбежало много подруг, <...> и нам было так весело, так весело бегать по просторному полю! Не сбылся сон! А я думала, что уж не ворочусь домой (Чернышевский). Пророки и сновидцы возмущали умы своими ложными откровениями против Никона (Костомаров). Лампадка мигает. Зелёное пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в её наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грёзы. Она видит тёмные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребёнок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперёд какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени падают на землю в жидкую грязь. - «Зачем это?» - спрашивает Варька. - «Спать, спать!» - отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребёнок, и стараются разбудить их (Чехов. Спать хочется). Мне опять приснились дебри, / Глушь пустынь, заката тишь. / Жёлтый лев крадётся к зебре / Через травы и камыш. / Предо мной стволы упрямо / В небо ветви вознесли. / Слышу шаг гиппопотама, / Заросль мнущего вдали. / На утёсе безопасен, / Весь я - зренье, весь я - слух. / Но виденья старых басен / Возмущают слабый дух (Брюсов. Опять сон). И дремлют пташки нежные / Под эти вихри снежные / У мёрзлого окна. / И снится им прекрасная, / В улыбках солнца ясная / Красавица весна (Есенин). Сонная фантазия представляет нам ряд лиц, местностей и событий, целесообразно сцепляющихся между собою, т. е., конечно, не глубокой осмысленностью событий, которыми направляется действие сонной драмы, а - в смысле прагматизма: мы ясно сознаем связь, приводящую от некоторых причин, событий-причин, видимых во сне, к некоторым следствиям, событиям-следствиям сновидения; отдельные события, как бы ни казались они нелепыми, однако связаны в сновидении причинными связями, и сновидение развивается, стремясь в определённую сторону, и роковым, - с точки зрения сновидца, - роковым образом приводит к некоторому заключительному событию, являющемуся развязкою и завершением всей системы последовательных причин и следствий (Флоренский). Но и во сне душе покоя нет: / Ей снится явь, тревожная, земная, / И собственный сквозь сон я слышу бред, / Дневную жизнь с трудом припоминая (Ходасевич). Закрыв глаза, я вижу сон, / Там всё не так, там всё другое, / Иным исполнен небосклон, / Иное, глубже дно морское. / Я прохожу по тем местам, / Где никогда я не бываю, / Но сонно помню - был уж там, / Иду по туче прямо к краю (Бальмонт. Сны). За широкой спиной ямщицкой / Две не встретятся головы. / Начинает мне Господь - сниться, / Отоснились - Вы (Цветаева). Ему, изощрённому сновидцу (ибо видеть сны - тоже искусство), чаще всего снилось следующее: он собирает в пачечку сданные ему пять карт (что за лоснистая, ярко-крапчатая у них рубашка), смотрит первую - шут в колпаке с бубенчиками, волшебный джокер; затем осторожным и лёгким давлением большого пальца обнажает край, только край, следующей - в уголку буква «А» и малиновое сердечко; затем край следующей, опять «А» и чёрный клеверный листик (брелан обеспечен); затем - та же буква и малиновый ромбик (однако, однако), в пятый раз, наконец, выдвигается карта напором пальца - Боже мой! туз пик... Это было волшебное мгновение. Он поднимал голову, начинались крупные ставки, он спокойно выпихивал на середину стола холодную кучу разноцветных фишек и с покерным, невозмутимым лицом просыпался (Набоков). Я засыпаю, как ребёнок. На диване я совершаю полёт в детство. Меня посещает блаженство. Я, как ребёнок, снова распоряжаюсь маленьким промежутком времени, отделяющим первое изменение тяжести век, первое посоловение от начала настоящего сна. Я снова умею продлить этот промежуток, смаковать его, заполнять угодными мне мыслями и, ещё не погрузившись в сон, ещё применяя контроль бодрствующего сознания, - уже видеть, как мысли приобретают сновиденческую плоть, как пузырьки звона из подводных глубин превращаются в быстро катящиеся виноградины, как возникает тучная виноградная гроздь, целая ограда, густо замешанные виноградные гроздья; путь вдоль винограда, солнечная дорога, зной... (Олеша). Спит - / И во сне / Содрогается он: / Снится ему / Удивительный сон. / Снится ему, / Что бродягой / Бездомным / Грустно / Он бродит / По улицам тёмным. / Вдруг / Самолёта / Доносится стук - / С неба на землю / Спускается / Кук. / Твистер / Бросается / К мистеру / Куку, / Жмёт на лету / Энергичную руку, / Быстро садится / К нему в самолёт, / Хлопает дверью - / И к небу плывёт. / Вот перед ними / Родная Америка - / Дом-особняк / У зеленого скверика. / Старый слуга / Отпирает / Подъезд. / - Нет,- говорит он, - / В Америке / Мест! / Плотно / Закрылись / Дубовые двери. / Твистер / Проснулся / Опять в «Англетере» (Маршак). Садится ночь на подоконник, / Очки волшебные надев, / И длинный вавилонский сонник, / Как жрец, читает нараспев. / Уходят вверх её ступени, / Но нет перил над пустотой, / Где судят тени, как на сцене, / Иноязычный разум твой (Тарковский. Сны). Дремлет притихший северный город, / Низкое небо над головой. / Что тебе снится крейсер «Аврора», / В час, когда утро встаёт над Невой (Матусовский). И снова виделся ему сон, снова длинный, снова нелепый, но этот начинался хорошо, плавно, и, узнавая этот сон-воспоминание, лейтенант охотно ему отдался, смотрел будто кино в школьном клубе: земля, залитая водою, без волн, без трещин и даже без ряби. Чистая-чистая вода, над нею чистое-чистое небо. И небо и вода оплёснуты солнцем. По воде идёт паровоз, тянет вагоны, целый состав, след, расходясь на стороны, растворяется вдали (Астафьев). Друг за дружкой / Тихо, тихо / По квартирам ходят сны. / Где-то плещут океаны, / Спят медузы на волне. / В зоопарке пеликаны / Видят Африку во сне. / Черепаха рядом дремлет, / Слон стоит, закрыв глаза. / Снятся им родные земли / И над землями гроза (Михалков). Всё, что было много лет назад, / Сны цветные бережно хранят, / И порой, тех снов волшебный хоровод, / Взрослых в детство за руку ведёт. / Сны, где сказка живёт / Среди чудес, / Сны, где можно достать / Звезду с небес. / Счастлив тот, / В ком детство есть. / Детство наше давно прошло, / Прошлой жизни букварь прочло. / Лето, осень, зима и нет весны, / Но хранят той весны тепло / Наши детские сны. / Детских снов чудесная страна / Людям всем до старости нужна. / Только жаль, что нам, когда взрослеем мы, / Редко снятся те цветные сны (Н. Олев. Мои сны). И снится нам не рокот космодрома, / Не эта ледяная синева, / А снится нам трава, трава у дома, / Зелёная, зелёная трава (Поперечный). Как же Вадик ненавидел звук своего будильника! <...> Его звон проникал в сон, как что-то болезненное и кошмарное. Этот звук разгонял сновидения, терзал, а потом выдёргивал Вадика из сна в жизнь (Гришковец. Лечебная сила сна).

Ой, да не вечер, то не вечер. / Мне малым-мало спалось, / Мне малым-мало спалось, / Ой, да во сне привиделось. / Мне во сне привиделось, / Будто конь мой вороной / Разгулялся, разыгрался, / Расплясался подо мной. / Ой, да налетели ветры злые / Да с восточной стороны / И сорвали чёрну шапку / С моей буйной головы. / А есаул догадлив был, / Он смог сон мой разгадать: / «Ой, пропадёт - он говорил, - Твоя буйна голова» (Донская баллада). Наконец доложили царю, что у такого-то нищего старичка есть сын Иван, который может сон растолковать и коня достать. Царь приказал призвать его. Призвали Ивана. Спрашивает его царь: «Рассудишь ли ты мой сон и достанешь ли коня?» Иван отвечает: «Расскажи наперёд, что за сон и какой тебе конь надобен?» Царь говорит: «В прошлой ночи привиделось мне, будто у золотого кольца на моём дворе был привязан конь - что ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц» (из сказки).

      VII. Необходимость. Дovлжность. Возможность. Желаемость. Незабываемый сон. Невыносимые кошмары. Сны могут повторяться. И во сне не привидится такое! (о таком страшном, что даже присниться не может). И во сне не снилось! (уверение: совершенно не думал, не догадывался). «И во сне не грезилось, не виделось» (Даль). Не сон ли это? (в разг. речи: сомнение в реальности происходящего). Не сон ли это наяву? (возможно ли это? - о чём-н. хорошем, радостном). Не могу забыть этот странный сон. Не может вспомнить, что снилось. Пусть тебе приснится хороший сон! Надо (стоит) ли верить снам? «Вещий сон не обманет» (Даль). «Сон правду скажет, да не всякому» (Даль).

s Вы усмехаетесь нелепости вашего сна и чувствуете в то же время, что в сплетении этих нелепостей заключается какая-то мысль, но мысль уже действительная, нечто принадлежащее к вашей настоящей жизни, нечто существующее и всегда существовавшее в вашем сердце; вам как будто было сказано вашим сном что-то новое, пророческое, ожидаемое вами; впечатление ваше сильно, оно радостное или мучительное, но в чём оно заключается и что было сказано вам - всего этого вы не можете ни понять, ни припомнить (Достоевский). [Бальзаминов] Да, я вам и забыл сказать, какой я сон видел! Вот разгадайте-ка. <...> Вот, вдруг я вижу, будто я еду в хорошей коляске и одет будто я очень хорошо, со вкусом. <...> Слушайте, маменька, что дальше было. Вот, вижу я, будто кучер меня уронил, во всём-то в новом платье, и прямо в грязь. [Бальзаминова] <...> Это тебе к большому богатству. [Бальзаминов] Кабы сбылось! Хоть бы вот насмех один сон сбылся! Уж сколько я таких снов видел: и денег-то у меня много, и одет-то я очень хорошо - проснёшься, хвать, ан нет ничего. Один раз генералом себя видел. Как обрадовался! Нет! Перестану верить снам. [Бальзаминова] Как можно не верить. [Бальзаминов] Нет, нет! Один обман... [Бальзаминова] А вот подождём. Праздничный сон - до обеда сбывается: коли до обеда не сбудется, так ничего не будет, - надобно его совсем из головы выкинуть (Островский). Я эти сны люблю и ненавижу. / Ты знаешь ли их странную игру? / На миг один, как стая птиц роскошных, / в действительность ворвётся вдруг былое / и вкруг тебя, сверкая, закружится / и улетит, всю душу взволновав (Набоков. Сон на Акрополе). «Сон этот может означать только одно из двух, - рассуждала сама с собой Маргарита Николаевна, - если он мёртв и поманил меня, то это значит, что он приходил за мною, и я скоро умру. Это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец. Или он жив, тогда сон может означать только одно, что он напоминает мне о себе! Он хочет сказать, что мы ещё увидимся. Да, мы увидимся очень скоро» (Булгаков). Наяву ли всё? Время ли разгуливать? / Лучше вечно спать, спать, спать, спать / И не видеть снов (Пастернак). Только б спать без сновидений / долго, долго, долго спать. / А уж коль не дремлет мука, / бередит и гонит кровь - / пусть не снится мне разлука, / наша горькая любовь. / Сон про встречу, про отраду / пусть минует стороной. / Даже ты не снись, не надо, / мой единственный, родной... / Пусть с берёзками болотце / мне приснится иногда. / В срубе тёмного колодца одинокая звезда... (Берггольц). «Может, всё это сон? - с брезжущей надеждой подумал он. Но тут же жёстко поправил себя: - Как же это может быть сном, когда как раз накануне я видел сон, который намекал мне на эту предстоящую явь. И вот она» (Искандер. Сон). Пусть соники тихо в глаза заселяются, / Так тяжко на шаре земном засыпается, / и всё-таки - / слышишь, любимая? - / спи... (Евтушенко. Любимая, спи!).

      VIII. Каково. Во сне - почти как в жизни. Смотреть сны интересно. Бывает обидно спугнуть сон. Забыть этот страшный сон будет нелегко.

s Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснёт, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, ещё более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было ещё лучше, потому что было по-другому (Л. Толстой).

      IX. Как. Спит без снов (без сновидений). Забыть как страшный (дурной, тяжёлый) сон (о чём-н. неприятном, ужасном и неожиданном, в существование чего сложно поверить). Ему кажется, что он видел сон наяву (о чём-н. необычайном). Ни сном ни духом (совсем не зная, не имея отношения к чему-н.). Ни сном ни духом не знать, не ведать. Ни сном ни духом не виноват, не повинен. Действует, как во сне.

s Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман, / Исчезли юные забавы, / Как сон, как утренний туман (Пушкин). Не без добрых душ на свете - / Кто-нибудь свезёт в Москву, / Будешь в университете - / Сон свершится наяву (Некрасов). От всей этой жизни осталось в памяти что-то смутное и расплывчатое, точно сон (Чехов). Мне так просто и радостно снилось: / ты стояла одна на крыльце / и рукой от зари заслонилась, / а заря у тебя на лице (Набоков). Непонятно отчего волнуясь, он [Чик] прислушивался к этому гомону и смотрел на странное, как бы отвернувшееся куда-то лицо тёти Наташи. Казалось, что она смотрит сон, как смотрят кино (Искандер).

      X. Сколько. Многочисленные сны, сновидения. За ночь могут присниться несколько снов. Он рассказал два своих сна. Таким страшным был только один сон. Чего только не приснится (не привидится) во сне! Столько всего интересного во сне видел! «Много спал, да мало во сне видал (и наоборот)» (Даль; посл.).

s Один лишь сон - и снова, окрылённый, / Ты мчишься ввысь от суетных тревог. / Неясный луч знакомого блистанья, / Чуть слышный отзвук песни неземной, - / И прежний мир в немеркнущем сиянье / Встаёт опять пред чуткою душой. / Один лишь сон - и в тяжком пробужденье / Ты будешь ждать с томительной тоской / Вновь отблеска нездешнего виденья, / Вновь отзвука гармонии святой (Соловьёв). «Мало спалось, да много виделось» - такова сжатая формула этой сгущённости сновидческих образов. Всякий знает, что за краткое, по внешнему измерению со стороны, время можно пережить во сне часы, месяцы, даже годы, а при некоторых особых обстоятельствах - века и тысячелетия (Флоренский). Сны бывают разные. Их много: / Снятся чудеса, / Снятся приключения, дорога, / Реки и леса, / Снятся лыжи, снеговые горки, / Солнечный газон, / Школьная тетрадь, где все пятёрки, - / О, волшебный сон! (Инбер).

      XI. Насколько. Один сон страшнее другого. Кошмары становятся всё мучительнее. Самый страшный сон. Какой тяжёлый сон! Сегодняшний сон интереснее предыдущих.

s [Фамусов] <...> Ну, Сонюшка, тебе покой я дам: / Бывают странны сны, а наяву страннее... (Грибоедов). Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон! ещё несвязнее сновидений он никогда не видывал. То снилось ему, что вокруг него всё шумит, вертится, а он бежит, бежит, не чувствует под собою ног... вот уже выбивается из сил... Вдруг кто-то хватает его за ухо. «Ай! кто это?» - «Это я, твоя жена!» - с шумом говорил ему какой-то голос. И он вдруг пробуждался (Гоголь). ... Действительные образы и формы сна моего, то есть те, которые я в самом деле видел в самый час моего сновидения, были восполнены до такой гармонии, были до того обаятельны и прекрасны, и до того были истинны, что, проснувшись, я, конечно, не в силах был воплотить их в слабые слова наши, так что они должны были как бы стушеваться в уме моём, а стало быть, и действительно, может быть, - я сам, бессознательно, принуждён был сочинить потом подробности и, уж конечно, исказив их, особенно при таком страстном желании моём поскорее и хоть сколько-нибудь их передать. Но зато как же мне не верить, что всё это было? Было, может быть, в тысячу раз лучше, светлее и радостнее, чем я рассказываю? (Достоевский. Сон смешного человека). Эта жаркая природа, обласкав вас страстно, напутствует сон ваш такими богатыми грёзами, каких не приснится на севере (Гончаров). Первыми предвозвестницами горя <...> были старухи, которые видели нехорошие сны <...>. Самою страшною сновидицею была наша птичница (Лесков). - В Петербурге - сон тяжелее; в сырых местах сон всегда тяжёл. И сновидения в Петербурге - особенные, такого страшного, как там, в Орле - не приснится (М. Горький). Я помню сон, / Всех воронов души черней, / Всех вестников верней: / Посол чистилища, он в ней - / Как похоронный звон (Вяч. Иванов). И слаще всех песен пропетых / Мне этот исполненный сон, / Качание веток задетых / И шпор твоих лёгонький звон (Ахматова). Анна спит. Её сновиденья / Так ясны, что слышится пенье / И разумный их разговор (Д. Самойлов).

      XII. Который (среди подобного). Который раз вижу этот сон! Часто мучает один и тот же кошмар. Уже десятый сон видит (т. е. давно спит). «Первый спень (часть сна от первого зысыпа до первого пробуду) - с вечера до первых петухов; второй - до вторых; третий - до третьих» (Даль). «Только что уснул, заспал первый спень, и разбудили» (Даль). «Первый спень - на левый бок; другой спень - на правый бок; третий спень - навзничь» (Даль).

s [Григорий] Всё тот же сон! возможно ль? в третий раз! Проклятый сон!.. Мне снилося, что лестница крутая / Меня вела на башню; с высоты / Мне виделась Москва, что муравейник; / Внизу народ на площади кипел / И на меня указывал со смехом, / И стыдно мне и страшно становилось - / И, падая стремглав, я пробуждался... / И три раза мне снился тот же сон. Не чудно ли? (Пушкин). - И у меня бывал этот самый сон, - вдруг сказал Алёша. - Неужто? - вскрикнула Лиза в удивлении. - Послушайте, Алёша, не смейтесь, это ужасно важно: разве можно, чтоб у двух разных был один и тот же сон? - Верно можно. - Алёша, говорю вам, это ужасно важно, - в каком-то чрезмерном уже удивлении продолжала Лиза. - Не сон важен, а то, что вы могли видеть этот же самый сон как и я (Достоевский). Этот сон видел бедный Макар, который загнал своих телят в далёкие, угрюмые страны, - тот самый Макар, на которого, как известно, валятся все шишки (Короленко. Сон Макара). Никита увидел сон, - он снился ему уже несколько раз, всё один и тот же (А. Н. Толстой). - И вот, по малу времени, видят они, обоюдно, <...> одинакий сон. По великим стогнам града того, Санкт-Петербурга, влекут клячи чёрную колесницу-позорище, и на той колеснице стоит у позорищного столпа молодой человек: руки его связаны, одежды раздраны, а на груди белая доска, и по ней писано чёрным угольем: «Сей злодей-изверг...» <...> «помыслил поднять руку на Самодержца, Помазанника Божия... и присудил Суд-Сенат повесить его на всём народе». Пробудились они в страхе и потряслись ужасом великим, поелику обоюдно видели тот же сон (Шмелёв). Он вспомнил, что и предыдущий сон, о котором он думал во сне и который как бы предупреждал об этом сне, он видел здесь, в этой же постели, несколько ночей назад (Искандер. Сон). Засыпал Локстон всегда быстро, но сначала (он это больше всего любил) в мозгу помелькают цветные картинки из прошлого, а то и из вовсе никогда не бывавшего. Они будут кружиться, сменяя и выталкивая друг друга, и постепенно перейдут в первый сон, из всех самый сладкий (Б. Акунин).

Мужик рассказал про то соседям, а соседи присоветовали ему сходить в ближний город: там-де живёт купец Асон, мастер разгадывать всякий сон (из сказки).

      XIII. Где. Что (кого) ты видел во сне? Что-то хорошее привиделось, пригрезилось во сне. Он является мне в сновидениях (во снах, во сне, в сонных грёзах). Засыпает и оказывается в мире грёз, между сном и реальностью. Это было не во сне, а наяву. «Во сне видел маковники, так во сне и ешь» (Даль).

s Ты в сновиденьях мне являлся, / Незримый, ты мне был уж мил, / Твой чудный взгляд меня томил, / В душе твой голос раздавался... (Пушкин). Но счастья нет и между вами, / Природы бедные сыны, / И под издранными шатрами / Живут мучительные сны (Пушкин). И море, и буря качали наш чёлн; / Я, сонный, был предан всей прихоти волн. / Две беспредельности были во мне, / И мной своевольно играли оне. / Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы, / Окликалися ветры и пели валы. / Я в хаосе звуков лежал оглушён, / Но над хаосом звуков носился мой сон. / Болезненно-яркий, волшебно-немой, / Он веял легко над гремящею тьмой. / В лучах огневицы развил он свой мир - / Земля зеленела, светился эфир... <...> / По высям творенья, как Бог, я шагал, / И мир подо мною недвижный сиял. / Но все грёзы насквозь, как волшебника вой, / Мне слышался грохот пучины морской, / И в тихую область видений и снов / Врывалася пена ревущих валов (Тютчев. Сон на море). Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце <...>. Я поскорее выстрелил. Во сне вы падаете иногда с высоты, или режут вас, или бьют, но вы никогда не чувствуете боли, кроме разве если сами как-нибудь действительно ушибётесь в кровати, тут вы почувствуете боль и всегда почти от боли проснётесь. Так и во сне моём: боли я не почувствовал ... (Достоевский. Сон смешного человека). Мне снится прошлое. / В виденьях полусонных / Встаёт забытый мир и дней, и слов, и лиц (Брюсов). Не снится нигде, никогда ничего такого, кроме как в России; а здесь, среди простых этих, не хитроумных людей, всё это снится ... (А. Белый). Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны (Булгаков). Каждый день мой весёлый, хороший, / Заблудилась я в долгой весне. / Только руки тоскуют по ноше, / Только плач его слышу во сне (Ахматова). Пока на месте ничто не держит, / И не наскучил мир этот мне, / Пока ночами, пускай всё реже, / Но я летаю ещё во сне (Дербенёв). Тут начался сон менее приятный, про пожар - это спящему стало жарко под одеялом. Он заворочался, одеяло сползло на пол, и в царстве снов дело сразу пошло на лад (Б. Акунин). А во сне может показаться, что ты летишь, хотя, конечно, ты лежишь в своей постели, но кажется, что ты летишь. И Земля летит. <...> И летят самолёты и космические корабли. И светятся окна в городах и маленьких деревнях. И все друг другу посылают сигналы. И в хорошем сне кажется, что все эти сигналы долетают до адресата, и в ответ тоже летят сигналы. И ещё во сне есть ощущение, что можно оказаться где угодно (Гришковец).

      XIV. Куда. Погрузиться в сон, в грёзы. Перейти в мир сновидений. Погрузиться в царство сна (сновидений). Во сне можно перенестись в любое место. «Куда ночь, туда и сон» (Даль).

s Заснув на холме луговом, / Вблизи большой дороги, / Я унесён был лёгким сном / Туда, где жили боги. / Но я проснулся наконец / И смутно озирался: / Дорогой шёл младой певец / И с пеньем удалялся. / Вдали пропал за рощей он - / Но струны всё звенели. / Ах! не они ли дивный сон / Мне на душу напели? (Жуковский. Сон). В сем расположении духа, он лёг в приготовленную для него походную кровать, и тогда привычное сновидение перенесло его в дальный Париж в объятия милой графини (Пушкин). Купцы расположились на диванчике и на лежанке и вскоре звучным дыханьем объявили, что уж перешли в невидимый мир сновидений (Соллогуб). Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенёс его в другую эпоху, к другим людям, в другое место, куда перенесёмся за ним и мы с читателем в следующей главе... (Гончаров). Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина (Булгаков). ... Отец, обещая купить голубей, требовал двух пятёрок с крестами. Он совсем истерзал меня, я впал в нескончаемый сон наяву, в длинный, детский сон отчаяния, и пошёл на экзамен в этом сне и всё же выдержал лучше других (Бабель). Ра-а-а!.. - заревела машина, и Сергей решил: «Стоп! Довольно. Теперь пора просыпаться». Но глаза не открывались. «Довольно!» - с тревогой подумал он, потому что хороший сон уже круто и упрямо сворачивал туда, где было темно, тревожно и опасно. Но тут его крепко качнуло, машина остановилась, и шофёр громко сказал: - Есть! Закурим. Это Байдары. - Байдары... - машинально повторил Сергей и открыл глаза (А. Гайдар). Ему было уютно и сладко, продрогнув от ночной прохлады, кутаться в одеяло и мягко опускаться, планировать в сон под бесхитростную песенку дядюшки (Искандер).

      XV. От - До (в пространстве). Сновидения приносят с собой образы из прошлого. Вспоминается сон из далёкого детства. Ужасы из ночного кошмара. Откуда взялся этот сон?

s Золотые сны, голубые сны / Сходят к нам с небес на лучах луны (Вяземский). В это утро Дмитрий Сергеич не идёт звать жену пить чай: она здесь, прижавшись к нему; она ещё спит; он смотрит на неё и думает: «что это такое с ней, чем она была испугана, откуда этот сон?» (Чернышевский).

      XVI. Когда. Вчерашний, нынешний сон. Ночью ему приснился странный сон. Под утро стал мучить кошмар. Его мучает это сновидение изо дня в день. Сновидения бывают в быстрой фазе сна. «Во сне Бога молит, а во хмелю кается» (Даль).

s Недавно, обольщён прелестным сновиденьем, / В венце сияющем, царём я зрел себя; / Мечталось, я любил тебя - / И сердце билось наслажденьем (Пушкин. Сновидение). Вот открыл царевич очи; / Отрясая грёзы ночи / И дивясь, перед собой / Видит город он большой... (Пушкин). Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы (Гоголь). ... Какой-то страшный сон, какое-то ужасное видение посетило мою расстроенную голову в томительную минуту борьбы сна с бдением. Я проснулась в ужасе (Достоевский). Иногда снятся странные сны, невозможные и неестественные; пробудясь, вы припоминаете их ясно и удивляетесь странному факту: вы помните прежде всего, что разум не оставлял вас во всё продолжение вашего сновидения ... (Достоевский). Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора, или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне (Гончаров). Лишь год прошёл - в ничтожестве забвенья / Исчезла ты, как давний, давний сон, / И лишь порой я вспомню на мгновенье / Былые дни, когда мне снился он (Соловьёв). Не бродить, не мять в кустах багряных / Лебеды и не искать следа. / Со снопом волос твоих овсяных / Отоснилась ты мне навсегда (Есенин). Уже давно мне стала сниться / Полей малиновая ширь, / Тебе - высокая светлица, / А мне - далёкий монастырь (Есенин). ... На пороге сна и бодрствования, при прохождении промежуточной между ними области, этой границы их соприкосновения, душа наша обступается сновидениями (Флоренский). Дело в том, что во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера. Ночью он оставлял её, и мучилась она только в дневные часы (Булгаков). Часа два тёк мутный, чёрный, без сновидений сон, а когда уже начало светать бледно и нежно за окнами комнаты, выходящей на застеклённую веранду, Турбину стал сниться Город (Булгаков). И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошёл по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того всё сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. <...> Всё это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась (Булгаков). Когда с небес на этот берег дикий / роняет ночь свой траурный платок, / полушутя, даёт мне Сон безликий / небытия таинственный урок. / Я крепко сплю, не чая пробужденья; / но день встаёт, и в лучезарный миг / я узнаю, что были сновиденья / и что конца ещё я не постиг (Набоков). На заре я проглотил снотворную пилюлю и увидел сон, оказавшийся не столько продолжением, сколько пародией моего мечтания. Я увидел с многозначительной ясностью озеро, которого я никогда ещё не посещал: оно было подёрнуто пеленой изумрудного льда, в котором эскимос с выщербленным оспой лицом тщетно старался киркой сделать прорубь, хотя по щебёночным его берегам цвели импортные олеандры и мимозы (Набоков). До утра перед разлукой / Свадьба снилась мне твоя. / Паперть... Сон, должно быть, в руку: / Ты - невеста. Нищий - я. / Пусть случится всё, как снилось, / Только в жизни обещай - / Выходя, мне, сделай милость, / Милостыни не давай (Симонов). Кажется, что бы ей теперь Егорша? В сорок ли лет вспоминать про сон, который приснился тебе на заре девичества? А она вспоминала... (Абрамов). Он вдруг вспомнил, что накануне ночью в поезде видел дурной сон и тогда же проснулся и подумал, что сон этот не к добру и в доме его, вероятно, какой-то непорядок. И вот явь подтверждала сон (Искандер. Сон). В этот миг Эрасту Петровичу уже снился сон. Будто он мчится на голубой, сияющей ледяным блеском колеснице прямо по небу, поднимаясь всё выше и выше. Его путь лежит к звезде, которая тянет навстречу алмазному экипажу свои прозрачные лучи (Б. Акунин).

      XVII. От - До (во времени). До сих пор снятся ужасы войны. Сны снились до самого пробуждения. Досмотреть сон до конца. С каких это пор ты стал верить снам? Рассказать свой сон с начала и до конца. С тех пор как был контужен, не видит снов. «Первый (лучший) спень (сон) до полуночи» (Даль).

s Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть, и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни (Пушкин). Наконец сновидения сделались его жизнью, и с этого времени вся жизнь его приняла странный оборот: он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне (Гоголь). [Бальзаминова] Я говорила тебе, Миша, что праздничный сон - до обеда (Островский). Утром страшный кошмар, несколько раз повторявшийся ей в сновидениях ещё до связи с Вронским, представился ей опять и разбудил её (Л. Толстой). Весь бал до последней кадрили был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений (Л. Толстой). Этот сон... - и до сего дня помню. Будто мы с Горкиным идём по большому, большому лугу, а за лугом будет и Троица. И так мне радостно, что мы на богомольи, и такой день чудесный, жаркий. И вдруг, я вижу, что весь луг покрывается цветами, не простыми цветами, а - живыми! (Шмелёв). Сказки, знаю нас - напрасно вы не молвитесь! / Ведь недаром сон я помню до сих пор: / я сижу у синя моря, добрый молодец. / Я кручинюсь. Я опёрся о топор (Евтушенко).

      XVIII. Зачем. К чему этот сон? Этот сон не к добру. Чтобы разгадать сон, читают сонник («сонник - книга, толкующая сны, снотолковник или разгадчик снов» (Даль).

s Он разделся наскоро и лёг в постель, закутавшись одеялом, желая на миг призвать улетевшее сновидение (Гоголь). Вы предназначены не мне. / Зачем я видел Вас во сне? (Блок). - <...> И сон мой такой-то радостный-явный, будто послано мне в открытие, от томления душевного. Чего-чего?.. а ты послушай. Да никакой я не святой, дурачок... а такое видение мне было, в открытие. Вижу я так... будто весна настала. И стою я на мостовой насупротив дома нашего... <...> Папашенька на крыльцо выходит, из парадного, во всём-то белом, майском... такой весёлый, парадный-нарядный!... - Царицу Небесную встречать. <...> ...А тут, гляжу, Царицу Небесную к нам везут... - так это всполошился сердцем, и проснулся. Я тогда целый день как не в себе ходил, смутный... сон-то такой мне был... - А это чего, смутный?.. помрёт кто-нибудь, а?.. - спрашиваю я, в страхе (Шмелёв). Он приучил себя спать без сновидений, чтобы его мозг мог хотя и кратковременно, но полностью отдыхать (В. Кожевников). Попробуем заснуть под пятницу. / Во сне вся жизнь на нас накатится / Салазками под Новый год <...>. / Всю ночь бредём мы сквозь сумятицу, / И лишь к утру на нас накатится / Догадка, что была в крови: / Всё от того, что сон под пятницу / Нам дан затем, чтобы не спрятаться / От нашей собственной любви (Визбор. Сон под пятницу). И сон проклятый один и тот же снится, снится; проснёшься - сердце от него колотится: что за сон? К чему он? (Рубина).

      XIX. Почему. Расстроиться из-за сна. Говорят, если сон рассказать, то он не сбудется. «Снам верить, так и дела не делать» (Даль). «Видел мужик во сне хомут - не видать ему клячи довеку!» (Даль). «Собака во сне лает, сон видит» (Даль).

s Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается (Радищев). Сердце всё ещё билось у меня от страшных сновидений, и кровь моя не переставала волноваться (Карамзин). О, если бы тогда тебе приснилось, / Что будущность для нас обоих берегла... / Как уязвленная, ты б с воплем пробудилась - / Иль в сон иной бы перешла (Тютчев). Если сон был страшный - все задумывались, боялись не шутя; если пророческий - все непритворно радовались или печалились, смотря по тому, горестное или утешительное снилось во сне. Требовал ли сон соблюдения какой-нибудь приметы, тотчас для этого принимались деятельные меры (Гончаров). Я сказал ему, что плачу оттого, что видел дурной сон, - будто maman умерла и её несут хоронить. Всё это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слёзы полились уже от другой причины (Л. Толстой). ... Почему же в то же самое время разум ваш мог помириться с такими очевидными нелепостями и невозможностями, которыми, между прочим, был сплошь наполнен ваш сон? <...> Почему тоже, пробудясь от сна и совершенно уже войдя в действительность, вы чувствуете почти каждый раз, а иногда с необыкновенною силой впечатления, что вы оставляете вместе со сном что-то для вас неразгаданное (Достоевский). Я проснулся на мглистом рассвете / Неизвестно которого дня. / Спит она, улыбаясь, как дети, - / Ей пригрезился сон про меня (Блок). Сновидение есть общий предел ряда состояний дольних и ряда переживаний горних, границы утончения здешнего и оплотнения - тамошнего. При погружении в сон - в сновидении и сновидением символизируются самые нижние переживания горнего мира и самые верхние дольнего: последние всплески переживаний иной действительности, хотя уже преднамечаются впечатления действительности здешней. Вот почему сновидения вечерние, перед засыпанием, имеют преимущественно значение психофизиологическое, как проявление того, что скопилось в душе из дневных впечатлений, тогда как сновидения предутренние по преимуществу мистичны, ибо душа наполнена ночным сознанием и опытом ночи наиболее очищена и омыта ото всего эмпирического, - насколько она, эта индивидуальная душа, вообще способна в данном её состоянии быть свободною от пристрастий чувственного мира (Флоренский). Сновидение завершается событием х, которое произошло потому, что раньше его произошло событие t, а t произошло потому, что раньше его было событие s, а s имело прежде себя свою причину r и т. д. и т. д., восходя от следствий к причинам, от последующего к предыдущему, от настоящего к прошедшему до некоторого начального и обыкновенно совсем незначительного, ничем не знаменательного события а - причины всего последующего за ним, как это сознается в сновидении. Но мы помним ведь, что причиною извне, дневным сознанием наблюдаемою, всего сновидения, как целого, как целой композиции, было некоторое внешнее, для замкнутой системы спящего, событие или обстоятельство (Флоренский). Из ночи в ночь мне снился тот же сон. Я рысью мчусь на Аргамаке. У дороги горят костры. Казаки варят себе пищу. Я еду мимо них, они не поднимают на меня глаз. Одни здороваются, другие не смотрят, им не до меня. Что это значит? Равнодушие их обозначает, что ничего особенного нет в моей посадке, я езжу, как все, нечего на меня смотреть. Я скачу своей дорогой и счастлив. Жажда покоя и счастья не утолялась наяву, от этого снились мне сны (Бабель). Гек залез на кровать под тулуп, а так как только что он думал о нехорошем, то и сон к нему пришел угрюмый. Приснился Геку странный сон! / Как будто страшный Турворон / Плюёт слюной, как кипятком, / Грозит железным кулаком. / Кругом пожар! В снегу следы! / Идут солдатские ряды. / И волокут из дальних мест / Кривой фашистский флаг и крест (А. Гайдар).

«А знаешь, царевич, - говорит ему Иван, - всё, что с тобою случилося, мне было наперёд ведомо; всё это я во сне видел; оттого тебе и про сон не сказывал» (из сказки).