I. Быть. Зло существует извечно: оно было и будет всегда. Зло сопутствует человеку в течение всей его жизни. Зло порождается злом. Зло существует в борьбе с добром. Зло царит и торжествует в мире. Кругом творится зло. Свершилось (сделалось) злое дело, злодеяние, злодейство. Таится (затаилось) зло, человеконенавистничество. Чувствую: будет (произойдёт, сделается, случится, нас ждёт) что-то недоброе (худое, беда). Быть худу! Ходит-бродит лихо по людям (среди людей) (в образной народной речи). Нет худа без добра (посл.). «Торопись на доброе дело, а худое само приспеет» (Даль). «Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается» (Даль).
s [Пушкин] <...> Не смей согнать ленивца! Рад не рад, / Корми его; не смей переманить / Работника! - Не то, в Приказ холопий. / Ну, слыхано ль хоть при царе Иване / Такое зло? (Пушкин). Ничего не было в нём ровно: ни злодейского, ни доброго, и что-то страшное являлось в сем отсутствии всего (Гоголь). Припомнила я ту последнюю ночь / И всё, что тогда совершилось, / И ясно сознала, что с мужем моим / Недоброе что-то творится... (Некрасов). Вот и почуял, знать, Емеля, что меня зло схватило за сердце. Оно, сударь, коли злу человек причастен, так ещё издали чует беду, словно перед грозой птица небесная (Достоевский). Люди стонали только в первую минуту, когда без памяти бежали к месту пожара. <...> При первом столкновении с этой действительностью человек не может вытерпеть боли, которою она поражает его; он стонет, простирает руки, жалуется, клянёт, но в то же время ещё надеется, что злодейство, быть может, пройдёт мимо. Но когда он убедился, что злодеяние уже совершилось, то чувства его внезапно стихают, и одна только жажда водворяется в сердце его - это жажда безмолвия (Салт.-Щедрин). Нет сомнения, что с Петенькой случилось что-то недоброе, но, что бы ни случилось, он, Порфирий Головлёв, должен быть выше этих случайностей (Салт.-Щедрин). Всё то страшное зло, которое он видел и узнал за это время и в особенности нынче, в этой ужасной тюрьме, всё это зло, погубившее и милого Крыльцова, торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его (Л. Толстой). - А тебя не трогают? - сорвался у меня неосторожный вопрос. Она с надменной самоуверенностью повела головой снизу вверх, и в её сузившихся глазах мелькнуло злое торжество... - Не трогают... Один раз сунулся ко мне землемер какой-то... Поласкаться ему, видишь, захотелось... Так, должно быть, и до сих пор не забыл, как я его приласкала (Куприн). ... От жизни человечества, от веков, поколений остаётся на земле только высокое, доброе и прекрасное, только это. Всё злое, подлое и низкое, глупое в конце концов не оставляет следа: его нет, не видно (Бунин). - Вздор, пустяки! - говорил он твёрдо. Эка, подумаешь, важность! Ну, арестовали, ну, увезли и, может, в Сибирь сошлют, - даже наверное сошлют, - да мало ли их нынче ссылают и чем, позвольте спросить, какой-нибудь Тобольск хуже Ельца, Воронежа? Да и вообще всё вздор и пустяки! Пройдёт дурное, пройдёт и хорошее, как сказал Тихон Задонский, - всё пройдёт! (Бунин). - В старину люди хоронились, чтобы память была! <...> А может, это татары нас так закапывали? Ведь всего бывало на свете, - и плохого и хорошего... (Бунин). У нас не хватит здравых сил / К борьбе со злом, повсюду сущим, / И всё уйдёт за грань могил / Без счастья в прошлом и в грядущем (Блок). Бойтесь мести! На почве зла родится зло (Тарковский). Всё, что сбыться могло, / Мне, как лист пятипалый, / Прямо в руки легло, / Только этого мало. / Понапрасну ни зло, / Ни добро не пропало, / Всё горело светло, / Только этого мало (Тарковский).
Жил один кузнец. «Что, - говорит, - я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо». Взял и пошёл, выпил хорошенько и пошёл искать лихо (из сказки).
II. Кто. Что.
А. Зло - действия, поступки, отношения, состояния, события, приносящие другому (другим) горе, несчастье, страдания, вред, беспокойство, обиду; также соответствующее свойство нрава, характера, восприятие жизни; вообще всё, что противостоит добру и справедливости. «Зло - худое, лихое, худо, лихо; противоп. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. В отвлечённом виде, зло олицетворяется духом тьмы» (Даль).
Б. Недоброе - нечто плохое, неблагополучие, беда.
Лихо - зло, злое дело, злая беда. «Лихо - зло» (Даль).
Худо - злополучное событие, недоброе, беда. «Худо - зло, отвлечённое понятие зла, вреда, бедствия» (Даль).
Злодеяние, злодейство - злое, преступное дело. «Злодеяние, злодейство - злодейский поступок, причинение зла, большой обиды, насилие личности» (Даль).
«Злодей - кто деет, творит зло; ворог или враг, супостат, недруг, предавшийся злу, ожесточённый преступник, закоснелый противник Божеских и людских законов» (Даль).
Человеконенавистничество - ненависть к людям, желание видеть в них только плохое, мизантропия. «Человеконенавиденье - ненависть и злоба на всех» (Даль).
Злой гений - воплощение зла, злой дух.
Дух зла, дух тьмы - Сатана. «Злой дух - Сатана» (Даль).
Противоп.: добро.
«Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество» (афоризм; Сократ). «Самое страшное зло - то, которое прикидывается благом» (афоризм; Публий Сир).
s Самовластительный злодей! / Тебя, твой трон я ненавижу, / Твою погибель, смерть детей / С жестокой радостию вижу. / Читают на твоём челе / Печать проклятия народы, / Ты ужас мира, стыд природы, / Упрёк ты Богу на земле (Пушкин). [Моцарт] Он же гений, / Как ты да я. А гений и злодейство - / Две вещи несовместные. Не правда ль? (Пушкин). Вместо твёрдого древнего закона, - свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло ... (Достоевский). Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать (Достоевский). Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? - говорил он себе. - Тем, что он - злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна (Достоевский). Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются (Достоевский). Зло всегда будет означать совокупность таких явлений, которые приносят вред (Салт.-Щедрин). Какие суть градоначальниковы права и обязанности? - Права сии суть: чтобы злодеи трепетали, а прочие чтобы повиновались <...> «Чтобы злодеи трепетали» - прекрасно! Но кто же сии злодеи? Очевидно, что при многомыслии по сему предмету может произойти великая в действиях неурядица. Злодеем может быть вор, но это злодей, так сказать, третьестепенный; злодеем называется убийца, но и это злодей лишь второй степени, наконец, злодеем может быть вольнодумец - это уже злодей настоящий, и притом закоренелый и нераскаянный. Из сих трёх сортов злодеев, конечно, каждый должен трепетать, но в равной ли мере? Нет, не в равной (Салт.-Щедрин). ... Если сила личности, самоутверждаясь в своей отдельности, есть зло и корень зла, то та же самая сила, подчинившая себя высшему началу, тот же самый огонь, проникнутый божественным светом, является силою мировой всеобъемлющей любви ... (Соловьёв). - Я не полагаю, чтоб я имел право отказать ей, - сказал он робко, подняв глаза. - Друг мой! Вы ни в ком не видите зла! - Я, напротив, вижу, что всё есть зло. Но справедливо ли это? (Л. Толстой). ... Мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо ... (Л. Толстой). «И как они все сильны и здоровы физически, - подумал Алексей Александрович <...> Справедливо сказано, что всё в мире есть зло» (Л. Толстой). - Несправедливо то, что есть зло для другого человека, - сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь. - А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? - спросил он. - Зло? Зло? - сказал Пьер, - мы все знаем, что такое зло для себя. - Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, - всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи (Л. Толстой). Теперь даже закоренелым идеалистам стало ясно, что добро и зло суть понятия чисто философские и человеческий гений - на службе у дурного хозяина... (А. Н. Толстой). Первородное зло было в том, что бытие, - жизнь земли и существ, - постигалось, как нечто, выходящее из разума человека (А. Н. Толстой). Множество книг написано о том, как бороться со злом, о том, что же зло и что добро. Но печаль всего этого бесспорна - и вот она: там, где поднимается заря добра, которое вечно и никогда не будет побеждено злом, тем злом, которое тоже вечно, но никогда не победит добра, там гибнут младенцы и старцы и льётся кровь. Не только люди, но и Бог бессилен уменьшить зло жизни. «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», - и ей, потерявшей своих детей, безразлично, что мудрецы считают добром, а что они считают злом (Гроссман).
III. Каков. Зло извечно. Зло вечно, неистребимо. Зло всесильно. Зло непреодолимо, необоримо. Зло сильно, могуче. Зло равнодушно к чужому горю, страданиям. Зло пагубно для человеческих душ. Зло материально: оно обращается на того, от кого исходит. Зло жестоко, беспощадно. Зло не знает границ. «Настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели» (Пришвин). «Всякое зло противно Божескому порядку» (Даль).
s Жизнь становилась всё более тусклой и однообразной. Даже злодейство носило какой-то будничный, унылый характер (Довлатов). Я всё думаю о нашем разговоре. Может быть, дело в том, что зло произвольно. Что его определяют - место и время. А если говорить шире - общие тенденции исторического момента. Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже - плохим эстетическим вкусом (Довлатов). В мире зло велико и добро велико, / Зло, как это ни странно, / Прощают довольно легко, / Без усилий и даже заране, - / В этом люди вполне христиане (Межиров).
IV. Какой. Лютое зло. Страшное, ужасное зло. Могучее, всесильное зло. Злое дело. Злые козни, замыслы. Злой умысел. Злые намерения. Злые языки (сплетники, клеветники, завистники). Злая судьба. Злой рок. Злой жребий. «Злой порок» (Словарь XVIII в.). Лютая ненависть, вражда. Лютый враг. Лютая казнь. Лютая, лихая година (тяжкое, страшное время). Недобрая весть. Недоброе предсказание. Недобрый знак, признак. Недобрая примета. Недоброе предзнаменование. Злосчастная, злополучная встреча. Злонамеренные речи. Злонамеренные поступки, решения. Зловредный поступок. Зловредная ложь. Зловредные новшества, нововведения. Зловредное наваждение. Зловредные помыслы, намерения, планы. Зловещее предсказание, предвещание. Зловещий сон. Зловещие птицы. Зловещий ворон-вещун. Зловещий вой ветра. Ужасное злодейство, злодеяние. Человеконенавистнические взгляды, рассуждения. Человеконенавистнические планы. «Злое, срамное, бесчинное, нечестное житьё» (Вейсманов лексикон, 1731 г.). Злые нравы портят добрые дела (старая посл.).
s Товарищи меня обожали, а полковые командиры смотрели на меня как на необходимое зло (Пушкин). [Пимен] Ох, помню! / Привёл меня Бог видеть злое дело, / Кровавый грех (Пушкин). ... И всплыл Петрополь, как тритон, / По пояс в воду погружён. / Осада! приступ! злые волны, / Как воры, лезут в окна. Чёлны / С разбега стёкла бьют кормой (Пушкин). [Барон] На сына я / Сердит. [Герцог] За что? [Барон] За злое преступленье. [Герцог] А в чём оно, скажите, состоит? [Барон] Он... он меня / Хотел убить (Пушкин). - Зачем же так неблагосклонно / Вы отзываетесь о нём? / За то ль, что мы неугомонно / Хлопочем, судим обо всём <...> / Что слишком часто разговоры / Принять мы рады за дела, / Что глупость ветрена и зла, / Что важным людям важны вздоры, / И что посредственность одна / Нам по плечу и не странна? (Пушкин). Жена и дети, друг, поверь - большое зло: / От них всё скверное у нас произошло (Пушкин). Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. <...> Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен ... (Лермонтов). [Князь] <...> Но слушайте и будьте осторожны: / Ваш муж злодей, бездушный и безбожный, / И я предчувствую, что вам грозит беда (Лермонтов). ... Он узнал ту ужасную муку <...>, которая делает человека способным на ужасные злодеяния. Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства (Гоголь). ... Множество наших русских, национальных наших уголовных дел, свидетельствуют именно о чём-то всеобщем, о какой-то общей беде, прижившейся с нами, и с которой, как со всеобщим злом, уже трудно бороться (Достоевский). И между тем ни одной попойки на сорок вёрст кругом не обходилось без того, чтобы его долговязая фигура не вертелась тут же между гостями, - так уж к нему привыкли и переносили его присутствие как неизбежное зло (Тургенев). Преступника изловили и стали допрашивать с пристрастием, но он, как отъявленный вор и злодей, от всего отпирался (Салт.-Щедрин). ... Один вид этого сына поднимал в её сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго (Салт.-Щедрин). Он <...> на службу ходил редко и неохотно, называя её горькою необходимостью, необходимым злом или печальной прозой (Гончаров). Многие запинаются на добром слове, рдея от стыда, и смело, громко произносят легкомысленное слово, не подозревая, что оно тоже, к несчастью, не пропадает даром, оставляя длинный след зла, иногда неистребимого (Гончаров). Мелкие чувства зависти, досады, оскорблённого самолюбия, маленького уездного человеконенавистничества закопошились в нём, как мыши (Чехов). И мы простим, и Бог простит. / Мы жаждем мести от незнанья. / Но злое дело - воздаянье / Само в себе, таясь, таит (Гиппиус). - Кокаин нельзя. Пить нельзя. Женщин тоже... - Я удалился от женщин и ядов. Удалился и от злых людей, - говорил больной, застёгивая рубашку, - злой гений моей жизни, предтеча Антихриста, уехал в город дьявола (Булгаков). - Он прочитал сочинение Мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла? - Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это хорошо известно (Булгаков). По Москве пошли зловещие слухи о близкой войне: едва ли не весь мир, говорят, подымался с оружием друг на друга (А. Н. Толстой). Подолгу стоя в ночной сырости на берегу Яузы, Пётр вглядывался в сторону Москвы, - тьма, ни огонька и тишина зловещая (А. Н. Толстой). Макбет и Раскольников не природные злодеи, не преступники от рождения. Преступниками делают их ложные головные построения, шаткие ошибочные умозаключения (Пастернак). В первый миг тишина показалась Руслану зловещей, пробудила недоброе предчувствие ... (Г. Владимов).
V. Чей. Велико людское (человеческое) зло. Человеческие злодейства. Бог тебя накажет за твоё зло. Смотри, твоё зло на тебя же обернётся (к тебе же вернётся)! «Не делай своё хорошее, а делай моё худое (слушайся, не умничай)» (Даль). «Над человеком сжалюсь, а над злом его не сжалюсь» (Даль).
s Вас уверяли, что я злодейка ваша, и вы иногда верили, хоть сердце у вас доброе ... (С. Аксаков). Никогда ещё не было народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа своё собственное понятие о зле и добре и своё собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы, и тогда самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать (Достоевский). К самоубийству приходит всякий, кто сознаёт всечеловеческое зло, но не верит в сверхчеловеческое Добро. Только этой верой человек мысли и совести спасается от самоубийства (Соловьёв. Три речи в память Достоевского). На Красной площади поставили столб, где с четырёх сторон написали имена убитых бояр, их вины и злодеяния (А. Н. Толстой). - Да что я тебе, худа хочу, что ли? - Какое худа, знаю, что не худа. Только ты и сам, может, не знаешь, где моё худо, где добро. - У всех людей и худо и добро одни и те же! - Разные, паря (Белов).
VI. Действие. Состояние. Отнесённость (связанность). Зло правит миром. Зло влечёт за собою новое зло. Зло не прощается. Сделать (причинить, доставить, принести) зло. Творить, порождать зло. Империя зла (страна, место как воплощение зла, пороков, беззакония). Царство зла. Корень зла (его начало, исток, причина). Гений зла (кто олицетворяет собою зло). Это сборище - средоточие зла. Выместить зло на своём ближнем. Держать (таить, затаить) зло, злое чувство. Замыслить зло, что-то недоброе. Он зла не забывает, злопамятен. Бог тебя накажет за то зло, которое ты сделал. «Злому злой конец бывает» (Жуковский). «Избавиться от зла и напастей» (Даль). Донкихотствовать в борьбе со злом. Зла, худа, недоброго никому не сделал. Невинность не ведает (не знает) зла. Не мириться со злом. Не помнить зла. Не носить в себе зла. Совершить злодейство, злодеяние, злое дело. Задумать худое, замыслить недоброе. Предчувствовать, чуять недоброе. Эта примета предвещает недоброе, худое. Вещий ворон сулит недоброе. Хватить (хлебнуть) лиха сполна. Узнаешь, почём фунт лиха (хлебнёшь горя, бед). За свои же гроши, да купил себе лихо (старая посл.). «Замышлять лихо на кого-либо» (Даль). «Лихо помнится, а добро век не забудется» (Даль). «Худое видели, хорошее увидим» (Даль). «За худом пойдёшь, не добро найдёшь» (Даль). «Лихое лихому, а доброе доброму» (Даль). «Сердце вещун: чует добро и худо» (Даль). «На зло молящего Бог не слушает (т. е. кто молит о мести)» (Даль).
s Какие неприятности и болезни, какие страшные зла влекут за собою неумеренность в чувственных удовольствиях, жестокость гнева и других страстей (Прибавл. к «Моск. ведомостям», 1783 г.). Вместо добра нажили мы обе лихо («Сношения России с Хивою и Бухарою», документы, 1717-1725 гг.). Удалюсь от зла и сотворю благо. Брошу службу и займусь рифмой (Пушкин. Письмо А. И. Тургеневу, 1824 г.). Меж ими всё рождало споры / И к размышлению влекло: / Племён минувших договоры, / Плоды наук, добро и зло, <...> / Судьба и жизнь в свою чреду, / Всё подвергалось их суду (Пушкин). ... Но чувства прежние свои / Ещё старушка не забыла / И пламя позднее любви / С досады в злобу превратила. / Душою чёрной зло любя, / Колдунья старая, конечно, / Возненавидит и тебя; / Но горе на земле не вечно (Пушкин). Лишь только Анджело вступил во управленье, / И всё тотчас другим порядком потекло, / Пружины ржавые опять пришли в движенье, / Законы поднялись, хватая в когти зло ... (Пушкин). [Мазепа] Нет, поздно. Русскому царю / Со мной мириться невозможно. / Давно решилась непреложно / Моя судьба. Давно горю / Стеснённой злобой (Пушкин). Ум его был, может быть, и памятлив, но в отношении к злу сердце его было забывчиво (Вяземский). К добру и злу постыдно равнодушны, / В начале поприща мы вянем без борьбы; / Перед опасностью позорно малодушны / И перед властию - презренные рабы (Лермонтов). Весёлость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе (Гоголь). Чувство ревности, ещё без имени, без предмета, уже таилось в её горячем сердце, и темно, смутно предчувствовала она что-то недоброе в будущем (С. Аксаков). Позорной казни обречённый, / Лежит в цепях венгерский граф. / Своей отчизне угнетённой / Хотел помочь он: гордый нрав / В нём возмущался; меж рабами / Себя он чувствовал рабом - / И взят в борьбе с могучим злом, / И к петле присуждён врагами (Михайлов. Белое покрывало. Из М. Гартмана). Только зло притягивает зло. Удали от себя всё сродное злу, закопай свою ненависть под порогом хижины (А. К. Толстой). ... Теперь всё передо мной потемнело; не вижу боле, где ложь, где правда. Всё доброе гибнет, всё злое одолевает! (А. К. Толстой). А это пришельцы... Суровость их лиц / Пророчит недоброе что-то, / Их надо подальше держать от столиц, / У них на уме не работа! (Некрасов). Скажи, кто мне недруг, кто любовь мне готовит, кто зло про меня замышляет? (Достоевский). - Вы злое принимаете за доброе: это минутный кризис, в этом ваша прежняя болезнь может быть виновата. - А вы-таки меня презираете! Я просто не хочу делать доброе, я хочу делать злое, а никакой тут болезни нет. - Зачем делать злое? - А чтобы нигде ничего не осталось. Ах, как бы хорошо, кабы ничего не осталось! Знаете, Алёша, я иногда думаю наделать ужасно много зла и всего скверного, и долго буду тихонько делать, и вдруг все узнают (Достоевский). - Вы атеист, потому что вы барич, последний барич. Вы потеряли различие зла и добра, потому что перестали свой народ узнавать... (Достоевский). Он затронул и возбудил самые благороднейшие способности человеческого сердца, именно - способность прощать и отплачивать за зло великодушием (Достоевский). Вглядываясь пристальнее, вы начинали подозревать под всегдашней маской что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое. <...> Он бы и хотел смотреть мягко и ласково, но лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими, ласковыми лучами мелькали жёсткие, недоверчивые, пытливые, злые... (Достоевский). [Лариса] Сергей Сергеич, я сказала вам то, чего не должна была говорить; я надеюсь, что вы не употребите во зло моей откровенности. [Паратов] Помилуйте, за кого же вы меня принимаете! (Островский). [Царь] Недоброе сулит Ярилин гнев (Островский). - Сам ли ты зловредную оную книгу сочинил? а ежели не сам, то кто тот заведомый вор и сущий разбойник, который таковое злодейство учинил? (Салт.-Щедрин). ... У него не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живёт, а прозябает (Гончаров). Страсть не исказит вас, а только поднимет высоко. Вы черпнёте познания добра и зла, упьётесь счастьем и потом задумаетесь на всю жизнь (Гончаров). Он <...> верит в добро и вместе в зло, в прекрасное и прескверное. Любви и дружбе тоже верит (Гончаров). Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы ... (Гончаров). Тёмные места осветились, мудрёные узлы развязались сами собою; жизнь начинает казаться благом, а не злом (Гончаров). Только по причине прямых противоположностей Добра и зла, жизни и смерти, мы узнаём ясно и ту и другую (Иоанн Кронштадтский). Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми (Лесков). «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», - говорило её выражение (Л. Толстой). Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? (Л. Толстой). - Очищая и исправляя наших членов [масонов], мы стараемся, в-третьих, исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем самым стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. <...> - Противоборствовать злу, царствующему в мире... - повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще (Л. Толстой). Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался - зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности (Л. Толстой). - Знаю ваши с Сергеем Иванычем аристократические воззрения. Знаю, что он все силы ума употребляет на то, чтоб оправдать существующее зло (Л. Толстой). Воспоминание о зле, причинённом мужу, возбуждало в ней чувство, похожее на отвращение... (Л. Толстой). Очевидно было, что как ни искусны и ни стары и привычны были доводы, позволяющие людям делать зло другим, не чувствуя себя за него ответственными, смотритель не мог не сознавать, что он один из виновников того горя, которое проявлялось в этой комнате ... (Л. Толстой). Ему ясно стало теперь, что всё то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло (Л. Толстой). Пегий мерин был всегдашним мучеником и шутом этой счастливой молодёжи. Он страдал от этой молодёжи больше, чем от людей. Ни тем, ни другим он не делал зла (Л. Толстой). Егорушка снял шляпу и не сказал ни слова <...> В его груди тяжело заворочалась злоба против озорника, и он порешил во что бы то ни стало сделать ему какое-нибудь зло (Чехов). - Ну, а теперь скажи, чего вы людей боитесь? Что они вам злого делают? (Куприн). «Страшная месть» пробудила в моей душе то высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки - чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается (Бунин). ... Люди мстят только за малые и средние обиды, тогда как великие отнимают у них силы для мщения. Вот почему государь может причинять своим подданным только безмерные обиды, воздерживаясь от малых и средних. Но большею частью, выбирая именно этот средний путь между злом и добром, самый пагубный, люди не смеют быть ни добрыми, ни злыми до конца. Когда злодейство требует величия духа, они отступают перед ним и с естественною лёгкостью совершают только обычные подлости (Мережковский). И, в новый мир вступая, знаю, / Что люди есть, и есть дела, / Что путь открыт, наверно, к раю / Всем, кто идёт путями зла (Блок). - А ты бы перестал дурака валять! - сказал я робко. - Ну вот, слова уж сказать нельзя! Экий ты, ей-богу! Ну, я зла на тебя не питаю (Булгаков). Вы помните ещё ту сухость в горле, / Когда, бряцая голой силой зла, / Навстречу нам горланили и пёрли / И осень шагом испытаний шла? (Пастернак). Теперь я вижу подлинную силу зла. В небесах пусто. На земле лишь человек. Чем тушить зло? Каплями живой росы, человеческой добротой? Но ведь это пламя не потушить водой всех морей и облаков, не потушить его скупой горстью росы, собранной с евангельских времён по сегодняшний железный день... Так, потеряв веру найти добро в Боге, в природе, я стал терять веру и в доброту. Но чем шире, больше открывалась мне тьма фашизма, тем ясней видел я, - человеческое неистребимо продолжает существовать в людях на краю кровавой глины, у входа в газовню. Я закалил свою веру в аду. Моя вера вышла из огня кремационных печей, прошла через бетон газовен. Я увидел, что не человек бессилен в борьбе со злом, я увидел, что могучее зло бессильно в борьбе с человеком (Гроссман). Она в этом госте почуяла что-то недоброе (Шукшин). Бьются насмерть добро и зло, / Землю мёрзлую бременя, / Тяжело земле, тяжело, / И содрогается земля (Тарковский). Разумеется, существует врождённое предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это - редкость. Шекспировский Яго, как воплощение зла, и Мышкин, олицетворяющий добро, - уникальны. Иначе Шекспир не создал бы «Отелло». В нормальных же случаях, как я убедился, добро и зло - произвольны. Так что, упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу... Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. <...> Разумеется, зло не может осуществляться в качестве идейного принципа. Природа добра более тяготеет к широковещательной огласке. Тем не менее в обоих случаях действуют произвольные факторы (Довлатов). - Но не борясь, мы потакаем злу, - / Заметил Пестель, - бережём тиранство (Д. Самойлов). Не помню зла, обид не помню, ни громких слов, / ни малых дел / и ни того, что я увидел, и ни того, что проглядел. / Я всё забыл, как днище вышиб из бочки века своего. / Я выжил. / Я из пекла вышел. / Там не оставил ничего (Окуджава). Вот тут бы и поселиться навсегда... Тут душа, как воздух дрожащий: между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его. Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки (Солженицын). Ни в какие времена люди не приближались, вероятно, к подавляющей добросклонности <...> Но добро и зло отличались, имели собственный чёткий образ. Не говорили: зло - это обратная сторона добра с тем же самым лицом, косящим не вправо, а влево, а считалось, что зло - это ещё не обращённая, вроде язычества, в лучшую нравственную религию сила, делающая дурно от своей неразвитой звериной натуры, которая не понимает, что она делает дурно. Если бы удалось между добром и злом провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту переступила, а часть ещё нет, но все направлены в одну сторону - к добру. И с каждым поколением число переступивших увеличивается. Что затем произошло, понять нельзя. Кто напугал их, уже переступивших черту и вкусивших добра, почему они повернули назад? Не сразу и не валом, но повернули. Движение через черту делалось двусторонним, люди принялись прогуливаться туда и обратно, по-приятельски пристраиваясь то к одной компании, то к другой, и растёрли, затоптали разделяющую границу. Добро и зло перемешались. Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу (Распутин).
Старуха посердилась, побранилась, да после с падчерицею помирилась, и стали они жить да быть да добра наживать, а лиха не поминать (Сказка «Морозко»).
VII. Необходимость. Доvлжность. Возможность. Желаемость. Невыносимое, непереносимое зло. Неизбывное зло. Нельзя мириться со злом. Никуда не уйдёшь от людского зла. Нужно ли платить злом за зло? «Велико ли, мало ли зло, его не надо делать» (афоризм; Эзоп). По всем приметам - жди худа. Не ждал (не чаял) я такого лиха. Я худа никому не желаю. «Отойди от зла и сотвори благо» (афоризм: совет не противиться злу и тем самым сотворить добро [по библейскому предначертанию не только не делать зла, но и творить добро]). «За добро злом не плати» (Даль). «Зла за зло не воздавай» (Даль). «От лиха не уйдёшь» (Даль). «Дружбу помни, а зло не забывай» (Даль). «Молись, а злых дел берегись» (Даль). «Нам добро, никому зло, то законное житьё» (Даль). «Проси добра, а жди худа» (Даль).
s Уклонись от злодеяний, / Делай благо ... (Державин). [Орлик] Время не ушло / С Петром опять войти в сношенья: / Ещё поправить можно зло. / Разбитый нами, нет сомненья, / Царь не отвергнет примиренья (Пушкин). Но предприимчивую злобу / Он крепко в сердце затаил. / В бессильной горести, ко гробу / Теперь он мысли устремил. / Он зла Мазепе не желает; / Всему виновна дочь одна, / Но он и дочери прощает: / Пусть Богу даст ответ она ... (Пушкин). - Удались от зла и сотвори благо, - говорил поп попадье, - нечего нам здесь оставаться (Пушкин). Нет, я очень хорошо знаю, что сёстры ваши, кроме Аксиньи Степановны, меня не любили, клеветали на меня покойнику батюшке и желали сделать мне всякое зло (С. Аксаков). Мефистофель, явившись к Фаусту, засвидетельствовал о себе, что он хочет зла, а делает лишь добро (Достоевский). «Aгa! - подумал я, - вот ты какая, характер объявляется, нового направления». - Видите, - заметил я тотчас же полушутливо-полутаинственно. - «Я - я есмь часть той части целого, которая хочет делать зло, а творит добро...». Она быстро и с большим любопытством, в котором, впрочем, было много детского, посмотрела на меня ... (Достоевский). - Передайте Пселдонимову, что я ему не желаю зла; да, не желаю!.. Что, напротив, я готов даже забыть всё прошедшее, забыть всё, всё... (Достоевский). - После этого человек человеку на сем свете может делать одно только зло и, напротив, не имеет права сделать ни крошки добра, из-за пустых принятых формальностей. Это нелепо (Достоевский). Никогда разум не в силах был определить зло и добро, или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно ... (Достоевский). И подивился я тут на неё, что это у ней совсем этой злобы нет? А ведь она зло помнит, долго на других зло помнит! Тогда вот мне в голову и пришло, что до того она меня низко почитает, что и зла-то на мне большого держать не может (Достоевский). - Помнишь, Маша, как хороши были датуры у нас на балконе, при луне, с своими длинными белыми цветами. Помнишь, какой из них лился запах, сладкий, вкрадчивый и коварный. - Коварный запах! - воскликнул Владимир Сергеич. - Да, коварный. Чему вы удивляетесь? Он, говорят, опасен, а привлекает. Отчего злое может привлекать? Злое не должно быть красивым! (Тургенев). [Дуня] <...> Ну, прощай, не поминай лихом, добром нечем. Что это я, как дура, расплакалась, в самом деле! (Островский). ... При действительной вере в истину Христову предполагается, что она сильнее царствующего в мире зла и может сама собственной своей духовной нравственной силой покорить зло, то есть привести его к добру ... (Соловьёв). Но это не только была неправда, это была жестокая насмешка какой-то злой силы, злой, противной и такой, которой нельзя было подчиняться. Надо было избавиться от этой силы. И избавление было в руках каждого. Надо было прекратить эту зависимостъ от зла. И было одно средство - смерть (Л. Толстой). Маслова вздрогнула, как только прокурор обратился к ней. Она не знала, как и что, но чувствовала, что он хочет ей зла (Л. Толстой). Были среди них люди, ставшие революционерами потому, что искренно считали себя обязанными бороться с существующим злом; но были и такие, которые избрали эту деятельность из эгоистических, тщеславных мотивов ... (Л. Толстой). Князь, не давайте вы ей прямо денег. <...> А то вчера вы ей, верно, дали денег, она достала вина - никак не искоренишь этого зла - и сегодня напилась совсем, так что даже буйная стала (Л. Толстой). - Вы шутите, - всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое-что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, вырастающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? (Л. Толстой). [Тараканов] Отойди, сказано, ото зла и сотворишь благо... [Антипа] Дудки! Ничего не сотворить, отойдя ото зла, ничего, таракан! Нет, ты иди в самое во зло, в сердце ему бей, вали его наземь, топчи, уничтожь, а не поддавайся ему, не давай одолеть тебя - вот как надо! (М. Горький). Да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной личности. Но работать я могу, я никому из моих пациентов не могу причинить зла или вреда (Булгаков). - <...> Поломал спину на твоём хозяйстве, Овсей, - спасибо... (поклонился). Поминай хошь лихом, мне всё одно... Заплати только зажитые деньги... (А. Н. Толстой). ... Каждое сердце разное с другим: одно, получая доброе, обращает его целиком на свою потребность, и от доброго ничего не остаётся другим; иное же сердце способно и злое переработать, обратить в добро и силу - себе и другим (А. Платонов). История человека - это битва великого зла, стремящегося размолоть зёрнышко человечности. Но если и теперь человеческое не убито в человеке, то злу уже не одержать победы (Гроссман). Оттого всё страшнее мне / браться теперь за перо, / оттого всё нужнее / разобраться, где зло, где добро (Тушнова). Я поняла, - / ты не хотел мне зла, / ты даже был / предельно честен где-то, / ты просто оказался из числа / людей, не выходящих из бюджета (Тушнова). И всё-таки, видит Бог, не хотела бы она ему зла, нет... (Абрамов). - Так это - не тот Толстой! - отозвался Дёмка из угла. - Это у нас - Лев Толстой. - Ах, не то-от? <...> Так сюсюкалка ваш Толстой! Он во многом, оч-чень во многом не разбирался. А злу надо противиться, паренёк, со злом надо бороться! (Солженицын). Запретный Плод, не сорванный никем, / На землю пал, зарылся в прель глубоко, - / И яблоня стоит, как манекен, / Добра и Зла лишённая до срока. / Но минет срок, и яблоня опять / Запретными плодами отягчится, / О, только бы случайно не сорвать, / Добру и Злу опять не обучиться! (Межиров). ... Зашёл Фёдор, и Иван Африканович заодно попрощался с ним: - Ежели что, худом не поминайте ... (Белов). ... Опустил свою единственную, тяжёлую руку на плечо Ивану Петровичу. Почему это, когда хотят внушить что-то недоброе, хлопают по плечу (Распутин). Машина зла не в состоянии остановиться сама по себе, даже несмотря на явную абсурдность своей кровавой работы. Сломать её может только сила (Л. В. Гинзбург).
Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они ... (Библия. Псалом 36). А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую (Евангелие от Матфея, гл. 5).
VIII. Каково. Забыть зло не так-то легко (кому-то легко, а кому-то невозможно). Рассуждать о борьбе со злом бессмысленно, бесполезно, даже смешно. Ох, лишенько мне! (горькая жалоба). «На свете с худом худо, а без худа и вовсе худо» (Даль).
s Зло за зло воздати праведно есть (Апофеосис, 1709 г.). Как бы глубоко ни укоренилось зло, оно никогда не переходит в добро; его надо искоренять рано или поздно и анализировать его разветвления всегда полезно и своевременно (Писарев). - <...> Я злюсь очень часто, <...> но скверно то, что я всего добрее, когда злюсь (Достоевский). ... Пётр будто забыл про жену. Весь день в заботах, в беготне, в шептании с Голицыным... Так начинался август... В Москве было зловеще, в Преображенском - все в страхе, настороже (А. Н. Толстой). Аббат взял со стола свою Библию <...> и стал читать. <...> «Это-то и худо во всём, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим» (М. Алданов).
IX. Как. Как бороться со злом? Он сделал это без злого умысла. Сделал со злым умыслом. Как назло (как будто нарочно - о чём-н. плохом, неприятном). Платить злом за зло: око за око, зуб за зуб. Непротивление злу насилием (кредо толстовского учения о любви и всепрощении). Кряхтя живём: ночь во сне, день во зле (старая посл.). «Назло, да наперекор, добрым людям в укор» (Даль).
s Когда кокушечки кокуют, / То к худу и к добру толкуют. / Старухи говорят: кому вскричит сто раз, / Тому сто лет и жить на свете; / А если для кого однажды пустит глас, / Тому и умереть в том лете (В. Майков). Искуплены его стяжанья / И зло воинственных чудес / Тоскою душного изгнанья / Под сенью чуждою небес (Пушкин). Утра луч / Из-за усталых, бледных туч / Блеснул над тихою столицей / И не нашёл уже следов / Беды вчерашней; багряницей / Уже прикрыто было зло (Пушкин). Так точно дьяк, в приказах поседелый, / Спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гнева (Пушкин). У Степана Михайлыча была чуткая природа, мы уже знаем это; он безошибочно угадывал зло и безошибочно привлекался к добру (С. Аксаков). Но если она получила это письмо, не ведая зла? Если она увлеклась неопытным чувством и некому было удержать её? (Достоевский). Гадкое, низкое желаньице воздать обидчику тем же злом, может, ещё и гаже скребётся в ней ... (Достоевский). Его болезнью и страданиями я пробую измерить зло, причиняемое войной (Гаршин). Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь (Л. Толстой). ... Ведь бывает, что зло совершается без желания, невольно и незаметно, и даже тогда, когда человек напрягается в совершении добра другому человеку (А. Платонов). Борьба со злом возможна лишь путём творчества жизни. Зло в творчестве используется как самопобуждение к высшему напряжению творческих сил (Пришвин). Отмерено добро и зло / Весами куполов неровных, / О византийское чело, / Полуулыбка губ бескровных! / Не доводом и не мечом / Царьград был выкован и слеплен. / Наивный варвар был прельщён / Его коварным благолепьем (Д. Самойлов). Стоишь, плечами небо тронув, / Превыше помыслов людских, / Превыше зол, превыше тронов, / Превыше башен городских. / Раскрыты крылья слюдяные, / Стрекозьим трепетом шурша. / И ветры дуют ледяные, / А люди смотрят, чуть дыша (Д. Самойлов).
X. Сколько. Сколько зла в людях! Много зла на свете. Никогда бы не подумал, что в этом человеке столько зла, зависти. Навидался он в жизни много зла, человеконенавистничества. Этот человек сделал (причинил, принёс) мне много зла. Из двух зол выбрать меньшее (предпочесть одно нежелательное другому, худшему). «Много худа на свете, а нет хуже худого разума» (Даль). «Доброхотов мало у меня, зложелателей много» (Даль).
s [Дон Гуан] Не правда ли, он был описан вам / Злодеем, извергом. - О, Дона Анна, - / Молва, быть может, не совсем неправа, / На совести усталой много зла, / Быть может, тяготеет (Пушкин). - Этот Германн, - продолжал Томский, - лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства (Пушкин). Мой друг! Я видел море зла / И неба мстительные кары... (Батюшков). - Князь Никита Романыч, много есть зла на свете. Не потому люди губят людей, что одни опричники, другие земские, а потому, что и те и другие - люди! (А. К. Толстой). Есть в человеке одно только зло - невежество; против этого зла есть только одно средство - наука (Писарев). Неужели же он не мог понять, как трудно обмануть натуру, жадную к сознанию впечатлений и уже прочувствовавшую, осмыслившую много злого и доброго? (Достоевский). А ведь и не замечал до сих пор, что грешен как козёл, эгоист первой руки и наделал зла такую кучу, что диво, как ещё земля держит! (Достоевский). Наполеон его ужасно увлёк, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь (Достоевский). ... Не лучше ли каждому высказать свои чувства? Сколько зла можно устранить откровенностью! (Достоевский). Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел! (Достоевский). - Всему виною - моя вечная необдуманность. Нет, не возражайте мне; я себя хорошо знаю. Много зла мне наделала моя необдуманность. По её милости я прослыл за эгоиста (Тургенев). Катерина Львовна подперлась рукою и стала смотреть на шевелящего губами Федю, и вдруг словно демоны с цепи сорвались, и разом осели её прежние мысли о том, сколько зла причиняет ей этот мальчик и как бы хорошо было, если бы его не было (Лесков). «Слушай, Голованька, мне тебя жаль, просись скорей у господ в монастырь - они тебя пустят». Я отвечаю: «Это с какой стати?» А он говорит: «Ну, гляди, сколько ты иначе зла претерпишь» (Лесков). ... Она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молилась за него как за врага (Л. Толстой). Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира ... (Л. Толстой). ... Она перебила Анну: - Да, много горя и зла на свете ... (Л. Толстой). Барыня распечатала конверт, вздрогнула, как только увидела деньги, и задумалась. - Страшные деньги, сколько зла они делают! - сказала она (Л. Толстой). - Я рад, что тебе весело, - сказал Фома. - Но очень жаль, что в твоей весёлости так много зла (Андреев). Много зла от радости в убийцах, / Их сердца просты, / Но кривятся в почернелых лицах / Голубые рты (Есенин). Кажется, всё так ясно и логично. Что может быть проще и очевиднее? И злодеяния совершаются одно за другим, много злодеяний в течение долгого времени... (Пастернак). Острая моя травина, / Знавшая немало зол, / Я тебя непоправимо / Смял ногою и ушёл. / Острая моя травина, / Ты лежишь суха, бела. / Я ушёл, и половина / Сердца сразу отмерла (Д. Самойлов). Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего-де безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла! (Распутин).
XI. Насколько. В жизни больше зла, чем добра. Этот человек - мой злейший враг. Он не причинил мне ни малейшего зла. Предательство - злейшее из зол. Довелось хватить (хлебнуть, узнать) лиха сверх меры. Вражда закипала всё злее и злее. Чем больше богатства, тем больше в мире зла (афоризм). «Злая жена - злее зла» (Даль). «Лучше смерть, нежели зол живот» (Даль).
s ... Желаю, чтоб его юное прекраснодушие и стремление к народным началам не обратилось впоследствии <...> со стороны нравственной в мрачный мистицизм, а со стороны гражданской в тупой шовинизм - два качества, грозящие, может быть, ещё большим злом нации, чем даже раннее растление от ложно понятого и даром добытого европейского просвещения ... (Достоевский). Видно было, как кружатся в воздухе оторванные вихрем от крыш клочки зажжённой соломы, и казалось, что перед глазами совершается какое-то фантастическое зрелище, а не горчайшее из злодеяний, которыми так обильны бессознательные силы природы. Постепенно одно за другим занимались деревянные строения и словно таяли. В одном месте пожар уже в полном разгаре ... (Салт.-Щедрин). ... Предполагать, что истина Христова <...> нуждается в чуждых и даже прямо противных ей средствах насилия и обмана, значит признавать эту истину бессильной, значит признавать, что зло сильнее добра, значит не верить в добро, не верить в Бога (Соловьёв). Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, - способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьёзное участие (Л. Толстой). - «Ты бы, - поп мне говорит, - лучше добрые дела делал, чем языком-то так трепать». А я ему: «Зачем, говорю, мне добрые дела делать? Я лучше злые буду. Злые для ближних моих пользительней, потому, по Евангелью, за зло моё им Господь Бог на том свете сторицею добром воздаст...» (Замятин). - ...Да ведь поймите же вы... через полгода навсегда уничтожим самое проклятое зло - деньги... Ни голода, ни нужды, ни унижения... Бери, что тебе нужно, из общественной кладовой... (А. Н. Толстой). Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо (Бердяев). Зло сделать много легче добра. И всё-таки живём и собираемся жить в будущем в том уповании, что добро побеждает зло (Пришвин). Не счесть, никакой мерой не вымерить то зло и горе, которое причинил ей Егорша (Абрамов). Этот закон, вероятно, имеет и всеобщий характер: всякий делающий всегда порождает и то, и другое - и благо, и зло. Один только - больше блага, другой - больше зла (Солженицын).
XII. Который (среди подобного). Она не может простить ему то зло, которое он ей сделал. На его совести это уже не первое зло (т. е. не первый злой поступок, не первое злое дело). Тому тяжело, кто помнит зло (старая посл.). «Мой первый злодей - лень, другой злодей - язык, а третий злодей - соблазн» (Даль).
s - Проклятый Фома! - сказал я, со злостью стукнув кулаком по столу. - Я уверен, что он источник всякого здешнего зла и во всём замешан! Проклятая тварь! (Достоевский). Перечитывала Арина Петровна эти письма сыновей и всё старалась угадать, который из них ей злодеем будет. Прочтёт письмо Порфирия Владимирыча, и кажется, что вот он-то и есть самый злодей (Салт.-Щедрин). Он не спал всю ночь. Он сорвал этот цветок, потому что видел в таком поступке подвиг, который он был обязан сделать. <...> В этот яркий красный цветок собралось всё зло мира. Он знал, что из мака делается опиум <...> Цветок в его глазах осуществлял собою всё зло; он впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слёзы, всю желчь человечества (Гаршин). - <...> Ты добр, умён, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... - Есть, - сказал он чуть слышно. Она вопросительно, полными слёз глазами взглянула на него. - Обломовщина! - прошептал он... (Гончаров). - <...> Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё... (Л. Толстой). Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их в мере того зла, которое он сделал им (Л. Толстой). ... Каждый раз, как он начинал говорить с ней, он чувствовал, что тот дух зла и обмана, который владел ею, овладевал и им, и он говорил с ней совсем не то и не тем тоном, каким хотел говорить (Л. Толстой). Кто не способен на злодейство, тот не может быть государственным человеком (Крымов).
XIII. Где. Вселенское зло. В мире царит зло. Затаить зло, обиду в душе. Держать зло в душе (в сердце). Где богатство, там зависть и зло. В характере этого человека - зло, ненависть к людям. «Сатана там правит бал» (афоризм: там действуют силы зла; из либретто к опере Гуно «Фауст»). «Мир во зле (во лжи) лежит» (Даль). «Худое дело везде поспело» (Даль).
s Большие столицы - великое зло в государстве («Московский Меркурий», 1803 г.). Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения (Лермонтов). ... У старика, кроме здравого ума и светлого взгляда, было это нравственное чутьё людей честных, прямых и правдивых, которое чувствует с первого знакомства с человеком неизвестным кривду и неправду его, для других незаметную; которое слышит зло под благовидною наружностью и угадывает будущее его развитие (С. Аксаков). «Тут, говорит, офицер, Ефимович, поручик, бывший ваш прежний товарищ в полку, замешан». Я был очень изумлён. Этот Ефимович более всего зла мне нанёс в полку ... (Достоевский). Где же благо? Где зло? Где граница между ними? (Гончаров). Он видел себя в каком-то волшебном, заколдованном круге, собравшем в себя всю силу земли, и в горделивом исступлении считал себя за центр этого круга. Все они, его товарищи по больнице, собрались сюда затем, чтобы исполнить дело, смутно представлявшееся ему гигантским предприятием, направленным к уничтожению зла на земле (Гаршин). Если наш природный во зле лежащий мир, как земля проклятия и изгнания, произращающая волчцы и терния, есть неизбежное следствие греха и падения, то, очевидно, начало греха и падения лежит не здесь, а в том саду Божием, в котором коренится не только древо жизни, но также и древо познания добра и зла, - иными словами: первоначальное происхождение зла может иметь место лишь в области вечного доприродного мира (Соловьёв). - Где вы - там разврат, зло, - сказал Пьер жене (Л. Толстой). И смерть, как единственное средство восстановить в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу в той борьбе, которую поселившийся в её сердце злой дух вёл с ним, ясно и живо представилась ей (Л. Толстой). Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны (Л. Толстой). ... Никто не смеялся над попом, но каждую минуту он с трепетом ожидал взрыва какого-то страшного сатанинского хохота и боялся оборачиваться к людям спиною. Всё дикое и злое родится за спиною человека, а пока он смотрит, никто не смеет напасть на него (Андреев). Когда Передонов и Варвара собрались спать, Передонову казалось, что у Варвары что-то злое на уме ... (Ф. Сологуб). Здесь мужали мы и росли, / Чтобы лечь костьми за народ, / Здесь, вдали от зла, провели / Не один безмятежный год (Тарковский). Земля прозрачнее стекла, / И видно в ней, кого убили / И кто убил: на мёртвой пыли / Горит печать добра и зла (Тарковский). Мой быт не требовал решений, / Он был поверх добра и зла... / А огневая лава отношений / Сжигает. Душит, как помпейская зола (Д. Самойлов).
XIV. Куда. Оскорблённое сердце обратилось ко злу (о том, кто озлобился). Куда деваться (деться, уйти) от человеческого зла, зависти, злорадства?
s Он мне творил добро, / Быть может, что и лихо; / Но умер человек, не входит в небо зло (Державин). ...Все были достаточно узки, прямолинейны, нетерпимы, исповедывали нечто достаточно несложное: люди - это только мы да всякие «униженные и оскорблённые»; всё злое - направо, всё доброе - налево (Бунин). У нас всё слава богу, лихо-беда идут мимо двора... (А. Н. Толстой).
XV. От - До (в пространстве). Не водись с этой компанией, от зла лучше подальше. От постоянной зависти, злопыхательства докатился до самого настоящего зла, человеконенавистничества. «Никакое худо до добра не доведёт» (Даль).
s В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал ... (Пушкин). - Ну что ты на него глаза таращишь? - сказала мамка. - Съесть его, что ли, хочешь? Разве он не правду говорит? Разве видывали прежде на Руси кромешников? Михеич, нашедши себе подмогу, обрадовался. - Так, бабуся, так! - сказал он. - От них-то всё зло и пошло на Руси! Они-то и боярина оговорили! Не верь им, государь, не верь им! (А. К. Толстой). И призрачная борьба началась снова. Больной чувствовал, что из цветка длинными, похожими на змей, ползучими потоками извивается зло; они опутывали его, сжимали и сдавливали члены и пропитывали всё тело своим ужасным содержанием (Гаршин). Обида, зло падали в жизни на неё иногда и с других сторон: она бледнела от боли, от изумления, подкашивалась и бессознательно страдала, принимая зло покорно, не зная, что можно отдать обиду, заплатить злом (Гончаров). От зла происходит зло (А. Грин).
XVI. Когда. Зло всегда зло. Забыть, простить старое (прошлое) зло. В злую минуту сказал (сделал, сделалось) (в неудачный момент, в плохое время). В недобрый час начато (тогда, когда не ждёт удача; о том, что сулило что-н. плохое).
s ... «Пора нам зло пугнуть. В балованном народе / Преобратилися привычки уж в права / И шмыгают кругом закона на свободе, / Как мыши около зевающего льва ...» (Пушкин). Нередко добрый Дук, раскаяньем смущенный, / Хотел восстановить порядок упущенный; / Но как? Зло явное, терпимое давно, / Молчанием суда уже дозволено ... (Пушкин). Я чувствовала, что делаю дурной поступок: он же сам помог моим добрым инстинктам, когда в первый раз малодушно натолкнул меня на зло и, испугавшись его, объяснил мне, что я поступила очень дурно (Достоевский). - Друг мой, я с тобой согласен во всём вперёд; кстати, ты о плече слышал от меня же, а стало быть, в сию минуту употребляешь во зло моё же простодушие и мою же доверчивость ... (Достоевский). «Поймать, изловить и пресечь зло в самом начале» - была первая идея Ивана Андреевича (Достоевский). Иной полвека делал зло, / Труслив, бессовестен, продажен, / Но счастье плуту повезло, / И вдруг он стал спесив и важен (Некрасов). Сердце он имел нежное и чуждался людей; легко озлоблялся - и никогда не помнил зла (Тургенев). Ко всему этому с летами возвратилась какая-то ребяческая робость, ожидание опасности и зла от всего, что ни встречалось в сфере его ежедневного быта (Гончаров). - Бог всё видит и всё знает, и на всё его святая воля, - сказал он, выпрямляясь во весь рост и тяжело вздыхая. <...> Мне всегда платили злом за добро, которое я делал людям... (Л. Толстой). Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы Бог простил ей то зло, которое она ему сделала (Л. Толстой). ...Так кто ж ты, наконец? - / Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо (Булгаков. Эпиграф к роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гёте).
XVII. От - До (во времени). До седых волос дожил и что такое человеческое зло, знаю не понаслышке. Видно, зло будет править миром до конца света. Не буди лихо, покуда спит тихо (посл.).
s Притом же, знай, к моей беде, / В его чудесной бороде / Таится сила роковая, / И, всё на свете презирая, / Доколе борода цела - / Изменник не страшится зла (Пушкин). ... Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и тёмных недрах минувшего (А. К. Толстой). Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть... (Л. Толстой). Кабы ты не лез, куда тебе не следует, да не болтал бы чепухи девчонке, ничего бы худого не случилось. И я-то, дура петая, смотрела, потворствовала... А ведь чуяло моё сердце беду... Чуяло оно недоброе с того самого дня, когда ты чуть не силою к нам в хату ворвался (Куприн). Ни тени зависти, ни помысла худого / Ещё не знает это существо (Заболоцкий). Поп откинулся на спинку стула, погладил бороду и с удовольствием заговорил: - Как только появился род человеческий, так появилось зло. Как появилось зло, так появилось желание бороться с ним, со злом то есть. Появилось добро. Значит, добро появилось только тогда, когда появилось зло. Другими словами, есть зло - есть добро, нет зла - нет добра. <...> - Две тыщи лет именем Христа уничтожается на земле зло, но конца этой войне не предвидится (Шукшин).
XVIII. Зачем. Зачем потворствовать злу? Он сделал это мне назло. Во зло употребил моё доверие (т. е. использовал, чтобы сделать зло). «Сделать что-либо на зло другому (в досаду, в противность, в обиду)» (Даль).
s ...Здесь будет город заложён / Назло надменному соседу (Пушкин). Провозглашение брака ему казалось нелепостью: «Правда, с таким чудотворцем всё сдеется; для зла людям живёт...» (Достоевский). ... Понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без неё, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столького стоит? Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слёз ребёночка к «боженьке» (Достоевский). - Что ж делать, Настенька, что ж мне делать? я виноват, я употребил во зло... Но нет же, нет, не виноват я, Настенька; я это слышу, чувствую... (Достоевский). - Что вы так пристально смотрите на меня? Вы не прочтёте того, что у меня в душе, - продолжал больной, - а я ясно читаю в вашей! Зачем вы делаете зло? Зачем вы собрали эту толпу несчастных и держите её здесь? (Гаршин). Князь Василий не обдумывал своих планов. Он ещё менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду (Л. Толстой). ... Все слова о Боге и добре были обман. Если же когда поднимались вопросы о том, зачем на свете всё устроено так дурно, что все делают друг другу зло и все страдают, надо было не думать об этом (Л. Толстой). Ничего, брат: не за худом едешь, а за добром (Чехов). ... Ирод проливал кровь не ради зла, а ради своего Иродова добра. Новая сила пришла в мир и грозила гибелью ему, его семье, его любимцам и друзьям, его царству, его войску. Но родилось не зло - родилось христианство. Никогда человечество не слышало таких слов: «Не судите, да не судимы будете. Ибо... каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, той мерой и вам будут мерить... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Что принесло людям это учение мира и любви? Византийское иконоборство, пытки инквизиции, борьба с ересями во Франции, в Италии, Фландрии, Германии, борьба протестантства и католичества, коварство монашеских орденов, борьба Никона и Аввакума, многовековый гнёт, давивший на науку и свободу, христианские истребители языческого населения Тасмании, злодеи, выжигавшие негритянские деревни в Африке. Всё это стоило большего количества страданий, чем злодеяния разбойников и злодеев, творивших зло ради зла... (Гроссман). Чтобы попасть в штрафной изолятор лагеря особого режима, нужно совершить какое-то фантастическое злодеяние. Как ни странно, это удавалось многим (Довлатов). Суть назначенья моего проста, / И к этому мне нечего добавить: / Во имя зла не разжимать уста / И лишь тебя благословлять и славить (Д. Самойлов). Настёна и замуж пошла не задумываясь, что из всех дорог она теперь оставляет для счастья лишь одну - ту, которую выбрала сама, но пока ещё широкую и просторную, где есть место, чтобы разминуться добру и худу (Распутин).
XIX. Почему. Почему в жизни больше зла, чем добра? В чём причина зла? Не исчислить зла, причинённого войной. Хорошо было бы, если бы зло, порок всегда были наказаны. Он сделал это не со зла, не со злого умысла. Мстить за зло, за злодейство, за злодеяния. Сделал добро - жди зла в отплату. «Во зле жить - пo миру ходить» (Даль). «Добра не смыслишь, так худа не делай» (Даль). «Худое хвалить - не исправить» (Даль). «Лихое споро: не умрёт скоро» (Даль).
s Читатель, помни то, колико лести злы, / Брегися ты себе излишней похвалы (Сумароков). [Фамусов] Сергей Сергеич, нет! уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы, да сжечь (Грибоедов). Мамзель Мими оставила по себе память довольно приятную. Она была добрая девушка, и никогда во зло не употребляла влияния, которое, видимо, имела над Кирилом Петровичем ... (Пушкин). - Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше (Пушкин). Ничтожной властвуя землёй, / Он сеял зло без наслажденья. / Нигде искусству своему / Он не встречал сопротивленья - / И зло наскучило ему (Лермонтов). И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как <ни> ограничивай он в действиях дурных чиновников ... (Гоголь). Но скудны все земные силы: / Рассвирепеет жизни зло - / И нам, как на краю могилы, / Вдруг станет страшно тяжело (Тютчев). Если же злодейство людей возмутит тебя негодованием и скорбью уже необоримою, даже до желания отомщения злодеям, то более всего страшись сего чувства; тотчас же иди и ищи себе мук так, как бы сам был виновен в сем злодействе людей (Достоевский). Странно, во мне всегда была, и, может быть, с самого первого детства, такая черта: коли уж мне сделали зло, восполнили его окончательно, оскорбили до последних пределов, то всегда тут же являлось у меня неутолимое желание пассивно подчиниться оскорблению и даже пойти вперёд желаниям обидчика ... (Достоевский). - Я тоже не знаю, почему зло скверно, а добро прекрасно, но я знаю, почему ощущение этого различия стирается и теряется у таких господ, как Ставрогины ... (Достоевский). ... Чувствуя искреннее раскаяние, сердечно желаю, - не откупиться, не заплатить за неприятности, а просто-запросто сделать для неё что-нибудь выгодное, на том основании, что не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое (Достоевский). Страсть прекрасна, когда обе стороны прекрасны, честны - тогда страсть не зло, а действительно величайшее счастье на всю жизнь (Гончаров). Средневековые инквизиторы имели добрую волю защищать на земле Царство Божие, но так как они имели плохие понятия об этом Царстве Божием, об его объективной сущности, или идее, то они и могли только приносить зло человечеству (Соловьёв). Решив, что всё существующее зло происходит от необразованности народа, он, выйдя из университета, сошёлся с народниками ... (Л. Толстой). ... Каренин начинал говорить о том, что делают и думают они, те самые, которые не хотели принимать его проектов и были причиной всего зла в России ... (Л. Толстой). Я для этой женщины сделал всё, и она затоптала всё в грязь, которая ей свойственна. Я не злой человек, я никогда никого не ненавидел, но её я ненавижу всеми силами души и не могу даже простить её, потому что слишком ненавижу за всё то зло, которое она сделала мне! - проговорил он со слезами злобы в голосе (Л. Толстой). - А уж это, видно, не моя вина, я сама по детях скучаю. Значит, он чем-нибудь испорчен, а моя какая может быть вина? Он на то и зло на меня имеет, на то и обижается (Бунин). Прокурор говорил: - Есть два разряда преступников. Во-первых, преступники случайные, злодеяние которых есть плод несчастного стечения обстоятельств и раздражения, научно называемого «коротким безумием». И, во-вторых, преступники, совершающие то, что они совершают, по злому и преднамеренному умыслу: это прирождённые враги общества и общественного порядка, это - уголовные волки (Бунин). Плач у разбитого корыта / Уже не трогает сердец. / Пусть быт... Но отчего ж из быта / Брать только зло за образец? (Саша Чёрный). Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? (Булгаков). Ой и помер Борис / За злодейство своё. / Ой и Шуйский ушёл / За лукавство своё. / И по всей Руси / Началась резня. / Потому что маленьких / Убивать нельзя!.. (Д. Самойлов). |