ДОБРО

Проект реализован при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

При поддержке РГНФ - грант  № 11-04-12-041в

СОДЕРЖАНИЕ. «Русский идеографический cловарь: Мир человека и человек в окружающем его мире», снабженная информационно-поисковой системой


ПОИСК ПО УКАЗАТЕЛЮ

Бог, беда, бедность, богатство, весна, видение, власть, волк, волшебство, воля, вражда, время, глупость, гость, грех, добро, доброта, дождь, дружба, душа, жалость, жизнь, зверь, земля, зима, зло, злоба, змея, имущество, клевета, конь, кошка, лень, лето, ложь, молва, молитва, молчание, мысль, небо, неволя, нечистая сила, обычай, осень, память, песня, погода, помощь, правда, привычка, пророчество, пространство, птица, река, речь, родина, родня, свобода, семья, слава, смерть, смех, сновидение, собака, совесть, сон, сосед, ссора, страх, стыд, суд, судьба, тайна, толпа, ум, хлеб, хмель, чудо, чужбина, я

добро
благо, благодетель, благодеяние, благость, добродетель, доброе (сущ.), добронравие, доброта, добряк, полезное (сущ.), хорошее (сущ.)
человеколюбец, человечность
богоугодный, добродетельный, доброкачественный, добрый, хороший


I. Быть. Существует ли добро как действующая сила жизни? Добро существует как отвлечённое понятие, как идея, как вечное общечеловеческое нравственное понятие. Есть в жизни добро: это и добрые люди, и добрые дела. Добро живёт рядом со злом. Нет, видно, добра на свете. Кругом одно зло, добра не видно. «В ком добра нет, в том и правды мало» (Даль).

s «<...> Скажи же: кто отец мой? / Когда не скажешь, на себя / Я руку наложу, / Да и тебе добра не будет» (Жуковский). Во всяком народе есть добро и зло: это участь человечества... Будем же стараться общими силами уменьшить зло в любезной нашей России и умножать добро. Вот истинный патриотизм (Булгарин). Прощайте, мои светлые и тёмные образы, мои добрые и недобрые люди, или, лучше сказать, образы, в которых есть и светлые и тёмные стороны, люди, в которых есть и доброе и худое! (С. Аксаков). [Архип] <...> А в миру-то, Афоня, добро со злом рядом живёт, об руку ходит. Ну и нагрешишь грехов-то больше песка морского (Островский). - Ох, грустно, голубушка! - отвечает с тяжким вздохом гостья. - Прогневали мы Господа Бога, окаянные. Не бывать добру (Гончаров). Сущность добра даётся действием Божиим, но энергия его проявления в человеке может быть лишь превращением осиленной, перешедшей в потенциальное состояние силы самоутверждающейся личной воли (Соловьёв). Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Толстой). Жизнь становилась всё более тусклой и однообразной. Даже злодейство носило какой-то будничный, унылый характер. Добро перерождалось в безучастность (Довлатов).

II. Кто. Что.

А. Добро - всё то, что приносит людям, жизни, природе, всему окружающему удовлетворение, спокойствие, радость; также сердечное, расположительное отношение к кому-чему-н., к другому, дру-
гим; соответствующее свойство души; также приятное, радостное событие, хороший, положительный поступок, поведение; хорошее, полезное дело; вообще добро есть идея, которая существует как действующее, деятельное начало; это добрые люди и их добрые дела. «Добро - вещественно: всё доброе, имущество или достаток, стяжание, добришко, особенно движимость; в духовном значении: благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоп. худу и злу» (Даль).

Б. Благо - всё доброе, полезное, всё то, чем обеспечивается благополучие, спокойствие, довольство. «Благо - добро; всё доброе, полезное, служащее к нашему счастию; хорошо, полезно; хорошо что, ладно что» (Даль).

Добродетель - высоконравственный и благожелательный по отношению к другим образ жизни, основанный на стремлении к добру; соответствующее состояние души; также тот, кто приносит добро и пользу другим, другому. «Добродетель - доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла; отвлечённо: добро, доблесть, противоп. зло, лихо, худо, порок» (Даль).

Хорошее (сущ.), доброе (сущ.) - добрые, полезные дела, поступки; хорошее, доброе отношение к чему-н.

«Благость - высшая степень любви и милосердия; соединение всех добродетелей» (Даль).

Противоп.: зло.

«Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью» (афоризм; Аристотель). «Добро по указу - не добро» (Тургенев). «Добро - это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза» (Чернышевский). «Можно делать добро, не имея полного знания того, что есть добро и зло» (Л. Толстой).

s Дело доброе называется то, которое клонится к чьему благополучию без обиды других (Козельский). Сноснее, впрочем, был Евгений: / Людей он просто не любил / И управлять кормилом мнений / Нужды большой не находил, / Не посвящал друзей в шпионы, / Хоть думал, что добро, законы, / Любовь к отечеству, права - / Одни условные слова (Пушкин). Сирот и вдов он не был благодетель, / Но нищим иногда давал гроши / И называл святую добродетель / Первейшим украшением души (Некрасов). Сожительство добродетельных с добродетельными, отсутствие зависти, огорчений и забот, кроткая беседа, тишина, умеренность - вот идеалы, которые он проповедовал, ничего не зная о способах их осуществления (Салт.-Щедрин). Добро и разумность - два термина, в сущности, равнозначащие: что с теоретической точки разумность, то с практической точки зрения - добро; и наоборот: что добро, то непременно и разумность (Чернышевский). Воля блага есть любовь в своей внутренней сущности или первоначальный источник любви. Благо есть единство всего или всех, то есть любовь, как желаемое, то есть как любимое, - следовательно, здесь мы имеем любовь в особенном и преимущественном смысле как идею идей: это есть единство существенное (Соловьёв. Чтения о богочеловечестве). Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет всё остальное (Л. Толстой). Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру (Л. Толстой). - И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребёнком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?.. - говорил Пьер, торопясь и шепелявя. - И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое-что для этого <...> А главное, - продолжал Пьер, - я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни (Л. Толстой). Человек считает добром то, что полезно обществу, в котором он живёт, и злом то, что вредно этому обществу ... (Кропоткин). Добро есть красота, и красота есть добро (Шаляпин). Что же есть добро? Говорили так: добро - это помысел и связанное с помыслом действие, ведущее к торжеству, силе человечества, семьи, нации, государства, класса, верования (Гроссман). Большинство живущих на земле людей не задаётся мыслью определить «добро». В чём оно, добро? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям, ко всем племенам, ко всем положениям жизни? Или моё добро в зле для тебя, добро моего народа в зле для твоего народа? Вечно ли, неизменно ли добро, или вчерашнее добро сегодня становится пороком, а вчерашнее зло сегодня есть добро? (Гроссман). Подвинулись ли за тысячелетия люди в своих представлениях о добре? Есть ли это понятие, общее для всех людей, несть эллина и иудея, как полагали евангельские апостолы? Несть классов, наций, государств? А быть может, понятие ещё более широкое, общее и для животных, для деревьев, мха, то самое широкое, которое вложили в понятие добра Будда и его ученики? (Гроссман).

III. Каков.  Добро человеколюбиво, незлопамятно, отзывчиво на чужое горе, страдание. Добро тихо, некрикливо, ненавязчиво. Добро скромно, оно не кричит, не заявляет о себе. Добро материально: оно обнаруживает себя в добрых делах, в помощи другому. Добро наказуемо (афоризм: за добро обычно платят злом, обидой, упрёками). «В мире зло велико и добро велико» (Межиров).

s Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти. - В-седьмых, старайтесь, - сказал ритор, - частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом... который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения её в место награды и успокоения (Л. Толстой).

IV. Какой. Доброе дело. Добрый поступок. Доброе слово. Доброе отношение. Добрый слух. Добрая молва. Доброе известие, добрая новость и добрая весть. Добрая услуга. Добрая помощь. Доброе участие. Доброе имя (честная, непорочная репутация). Добрая память об умершем. Добрые люди. Добрый малый (тот, кто внушает к себе расположение, симпатию). Добрый друг. Добрый приятель. Добрый знакомый. Добрый взгляд, добрая улыбка (выражающие добро, доброе отношение). Добрый урожай (хороший). Добрая добыча, добрый улов (хорошие). Доброе вино, добрый товар (доброкачественные). Добрая работа (умелая, хорошая). Великое благо. Общественное, всеобщее благо. Богоугодные дела. Богоугодное деяние. Древо добра и зла (по библейскому сказанию: райское древо, вкусив плод которого первые люди вступили на путь познания). Доброе слово и кошке приятно (посл.). Доброму вору всё впору (посл., шутл.). «На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим)!» (Даль). «На добрый привет добрый и ответ» (Даль; посл.). «Он добрый служака» (Даль).

s Доброе начало за половину всего дела почитается (Крашенинников). Перипатетики полагали за главнейшее добро человеку добродетель и честность, однако ж приобщали к тому и добра душевные, как ум и память, телесные как то силу, красоту (Козельский). Сын подумал: добрый ужин / Был бы нам однако нужен (Пушкин). Что мы потеряли? подумай, сестра! / Игрушки тщеславья... Не много! / Теперь перед нами дорога добра, / Дорога избранников Бога! (Некрасов). ... Она с детства жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные её занимали, тревожили, мучили ... (Тургенев). [Аграфена Платоновна] А вы послушайте-ка меня, глупую, давайте-ка я примусь сватать вам жениха; благо, здесь сторона купеческая. [Иван Ксенофонтыч] Какое же это благо? В чём тут благо? Кроме невежества, я ничего не вижу (Островский). Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо». Все эти качества, казавшиеся прежде отрицательными, теперь представлялись чем-то положительным, и из неясных обрывков обычного похоронного празднословия вырисовывался тип «доброго барина» (Салт.-Щедрин). Природа так хорошо создала его, что любовь матери и поклонение окружающих подействовали только на добрые его стороны, развили, например, в нём преждевременно сердечные склонности, поселили ко всему доверчивость до излишества (Гончаров). - А у вас всё ещё по-старому: можно прийти в гости ночью и сейчас ужин состряпают? - Что ж, дядюшка, надеюсь, этой черты порицать нельзя. Добродетель русских... - Полно! какая тут добродетель. От скуки там всякому мерзавцу рады ... (Гончаров). - Какое вы доброе дело сделали вчера нашему жалкому соотечественнику! - сказала княгиня (Л. Толстой). - А я говорю: возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя - деятельная добродетель (Л. Толстой). Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других (Л. Толстой). Влечение души есть: добро ближним. Влечение плоти есть: добро личное. В таинственной связи души и тела заключается разгадка противоречащих стремлений (Л. Толстой). Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни (Л. Толстой). Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето - осень ядрёная»... (Бунин). - Но тот, кто раз покинул путь добра, должен, если не хочет погибнуть, вступить на эту роковую стезю без возврата, чтобы идти по ней до конца... (Мережковский). Волсви?.. Значит - мудрецы, волхвы. А, маленький, я думал - волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, - думал. Звезда ведёт их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады (Шмелёв). И вот эти молодые люди отправились однажды погулять в московский рай - в Парк культуры и отдыха. <...> Вышло так, что, прогуливаясь по бывшему Нескучному саду, они присели на траву под деревом. Не знаю, какое это было дерево. Может быть, это было древо познания добра и зла (И. Ильф и Е. Петров). Он отдал свои силы работе и служению идее, ставшей влечением его сердца, - тому, что не расточало человека, а вновь и непрерывно возрождало его, в чём стало состоять его наслаждение, не яростное и измождающее, но кроткое, как тихое добро (А. Платонов). Ты не добра. / Ко мне добра. / Ты не жестока. / Ты со мной жестока. / Хоть ты из моего ребра, / Но требуешь / За око / Око (Д. Самойлов).

V. Чей. Людское, человеческое добро. Помню его помощь, его добро. Всегда помню о твоих добрых делах, благодеяниях, о твоей добродетели. Всем известны его добродетельные дела. Приписал успех дела своей добродетели. Ты мой спаситель, благодетель.

s ...Хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, для составления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов (Гоголь). Когда она иногда, стараясь понять его, говорила ему о его заслуге, состоящей в том, что он делает добро своих подданных, он сердился и отвечал: «Вот уж нисколько: никогда и в голову мне не приходит; и для их блага вот чего не сделаю. Всё это поэзия и бабьи сказки, - всё это благо ближнего» (Л. Толстой). Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих мыслей в народе, в среде которого он жил <...>, а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чём состоит общее благо, но твёрдо знал, что достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку ... (Л. Толстой). Доброта русского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствии злопамятности (Лосский). Те, кто борется за своё частное добро, стремятся придать ему видимость всеобщности. Поэтому они говорят: моё добро совпадает с всеобщим добром, моё добро необходимо не только мне, оно необходимо всем. Делая добро частное, я служу добру всеобщему. Так добро, потеряв всеобщность, добро секты, класса, нации, государства, стремится придать себе ложную всеобщность, чтобы оправдать свою борьбу со всем тем, что является для него злом (Гроссман).

VI. Действие. Состояние. Отнесённость (связанность). Делать, творить добро. Истинное добро не ждёт благодарности. Творить благодеяния, благие, добрые дела. Вера в добро, в идеалы добра. Человеку свойственно стремление к добру. Христианство исповедует добро и всепрощение. Миф о конечной победе добра над злом. Божественный лик излучает добро и свет. Этот сон не предвещает добра. Я желаю тебе только добра. Этот человек никому добра не сделал, от него никто добра не видел. Это сердце расположено к добру. Её душа - воплощение добра и любви. От него я видел только добро, одно только хорошее. Отец учил сына только добру, хорошему, доброму, полезному. Он сегодня в добром расположении духа, на него добрый стих нашёл (т. е. доброе настроение). Знает, но предпочёл (счёл) за благо промолчать. В семье все в добром здравии (т. е. все здоровы). Дать добро (разрешение, согласие на что-н.). «За добро Бог плательщик» (Даль). «Сердце вещун: чует добро и худо» (Даль). «Худо тому, кто добра не делает никому» (Даль). «Доброе дело само себя хвалит» (Даль). «Доброе дело и в воде не тает (не тонет)» (Даль). «Кто добро творит, тому Бог отплатит» (Даль). «От добра древа добрый плод» (Даль). «Худое видели, хорошее увидим (коли будет)» (Даль).

s [Здравомыслов] Ты, Сидор, человек честной, спасибо, что помнишь добро, тебе сделанное (Колычев). Аще и всякая добродетель чуждого похваления не требует, сама себе слава и похвала сущи (Ф. Прокопович). Послушаем Гердера. «Наилучший способ поощрять доброе есть непрепятствие, дозволение, свобода в помышлениях» (Радищев). Калигула! Твой конь в Сенате / Не мог сиять, сияя в злате: / Сияют добрые дела (Державин). ... Был человек, который со всем блеском красноречия доказывал, что просвещение для нас вредно и что науки несовместны с добродетелью! (Карамзин). Зачем ты послан был и кто тебя послал? / Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель? / Зачем потух, зачем блистал, / Земли чудесный посетитель? (Пушкин). Негодованье, сожаленье, / Ко благу чистая любовь / И славы сладкое мученье / В нём рано волновали кровь (Пушкин). Меж ими всё рождало споры / И к размышлению влекло: / Племён минувших договоры, / Плоды наук, добро и зло, / И предрассудки вековые, / И гроба тайны роковые, / Судьба и жизнь в свою чреду, / Всё подвергалось их суду (Пушкин). Рекли безумцы: нет свободы, / И им поверили народы. / И безразлично, в их речах, / Добро и зло, всё стало тенью - / Всё было предано презренью, / Как ветру предан дольный прах (Пушкин). В надежде славы и добра / Гляжу вперёд я без боязни: / Начало славных дел Петра / Мрачили мятежи и казни (Пушкин). [Григорий] <...> Так точно дьяк, в приказах поседелый, / Спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гнева (Пушкин). Царь Никита жил когда-то / Праздно, весело, богато, / Не творил добра, ни зла, / И земля его цвела (Пушкин). И вынулось колечко ей / Под песенку старинных дней: / «Там мужички-то всё богаты, / Гребут лопатой серебро; / Кому поём, тому добро / И слава!» (Пушкин). - <...> Нечего сказать: добру наставил, собачий сын. И нужно было нанимать в дядьки басурмана, как будто у барина не стало и своих людей! (Пушкин). - Благодарю тебя, Печорин... Ты понимаешь меня?.. - Нет; но, во всяком случае, не стоит благодарности, - отвечал я, не имея точно на совести никакого благодеяния (Лермонтов). К добру и злу постыдно равнодушны, / В начале поприща мы вянем без борьбы; / Перед опасностью позорно малодушны / И перед властию - презренные рабы (Лермонтов). - Если они уже действительно любили справедливость и добро своей земли, не следовало бы им оскорбиться на надменность моего обращения, следовало бы им подавить в себе собственное честолюбие и пожертвовать своею личностью. Не может быть, чтобы я не заметил их самоотверженья и высокой любви к добру ... (Гоголь). Алакаева с точностью передала ответ жениху; ему показался он не предвещающим добра ... (С. Аксаков). Ты, считающий жизнью завидною / Упоение лестью бесстыдною, / Волокитство, обжорство, игру, / Пробудись! Есть ещё наслаждение: / Вороти их! в тебе их спасение! / Но счастливые глухи к добру... (Некрасов). - А я и не подозревала, что у меня печальный вид. Я думаю, это оттого происходит, что я одна, всё одна, со всем моим добром, со всем моим злом. Некому протянуть руку (Тургенев). - Вот видишь ли, начал Рудин, - я однажды подумал на досуге... досуга-то у меня всегда много было... я подумал: сведений у меня довольно, желания добра... Послушай, ведь и ты не станешь отрицать во мне желания добра? (Тургенев). [Кнуров] <...> Лариса Дмитриевна, выслушайте меня и не обижайтесь! У меня и в помышлении нет вас обидеть. Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете (Островский). [Несчастливцев] <...> Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете (Островский). [Антрыгина] <...> Я лучше буду жить как отшельница, чем за всё своё расположение и за своё добро видеть от людей обиду или насмешку (Островский). Страсть не исказит вас, а только поднимет высоко. Вы черпнёте познания добра и зла, упьётесь счастьем и потом задумаетесь на всю жизнь ... (Гончаров). - Погоди, погоди - выслушай, что я хочу сказать! Бог один знает, что там тебя встретит, чего ты наглядишься, и хорошего, и худого (Гончаров). - И сам я от людей не требовал, - продолжал Александр, - ни подвигов добра, ни великодушия, ни самоотвержения... требовал только должного, следующего мне по всем правам... (Гончаров). - Кругом низость, слабодушие, мелочность, а я ещё сохранил юношескую веру в добро, в доблесть, в постоянство... (Гончаров). Простое, для всех ясное, можно сказать, тривиальное различение добра от зла, истинного от ложного, прекрасного от безобразного, это различение уже предполагает признание объективного и безусловного начала в этих трёх сферах духовной жизни (Соловьёв). Многие из тех людей, которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на мне совершенно другие. Кормили меня тоже не они, а совершенно другие. Делали мне добро опять-таки не они - те, которые называли меня своей лошадью, а кучера, коновалы и вообще сторонние люди (Л. Толстой). - Да, граф, он слишком благороден и чист душою, - говаривала она, - для нашего нынешнего, развращённого света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет (Л. Толстой). - Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни её законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? - сказал ритор после минутного молчания. - Да, да, - подтвердил Пьер (Л. Толстой). ... Ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы - люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу (Л. Толстой). ... Ему теперь казалось, что не было ни одного из верований церкви, которое бы нарушало главное - веру в Бога, в добро как единственное назначение человека (Л. Толстой). Бог, живший в нём, проснулся в его сознании. Он почувствовал себя им и потому почувствовал не только свободу, бодрость и радость жизни, но почувствовал всё могущество добра. Всё, всё самое лучшее, что только мог сделать человек, он чувствовал себя теперь способным сделать (Л. Толстой). - Но каким же образом во имя религии нарушаются самые первые требования добра - разлучаются семьи... (Л. Толстой). ... В душе его боролись два чувства - зла и добра, оскорблённой гордости и жалости к ней, страдающей, и последнее чувство победило (Л. Толстой). Кроме того, Делесову, на которого музыка произвела такое сильное и непривычное впечатление, пришла мысль сделать добро этому человеку. Ему пришло в голову взять его к себе, одеть, пристроить к какому-нибудь месту - вообще вырвать из этого грязного положения (Л. Толстой). Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное - лёгким, мрачное - радостным (Л. Толстой). Он может рассказать о необыкновенных мудрецах, знавших всё, о замечательных тружениках, не спавших по неделям, о многочисленных мучениках и жертвах науки; добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого ... (Чехов). Он хотел и не умел сказать ей всё, что чувствовал: за то, может быть, и полюбил он её, что она простая холопка; ведь и он, хотя царской крови - тоже простой, спеси боярской не любит, а любит чернь; от черни-то и царство примет; добро за добро: чернь сделает его царём, а он её, Евфросинью, холопку из черни - царицею (Мережковский). Солнца не было, но света было много, больше во всяком случае, чем полагалось для декабря, и его тёплое присутствие за облаками обещало что-то очень хорошее (Бунин). ... Осенью предстояло наше переселенье <...>, которое втайне тоже всех радовало, как всегда радует человека перемена обстановки, связанная с надеждой на что-то хорошее ... (Бунин). Простим угрюмство - разве это / Сокрытый двигатель его? / Он весь - дитя добра и света, / Он весь - свободы торжество! (Блок). Он знал людей до самой их сокровенной глубины. Он угадывал их тайные желания, ему были открыты их страсти, пороки, всё знал, что было скрыто в них, но также и доброе (Булгаков). И пред лицом пространства мирового / Такую мысль вложил ты в этот крик, / Что слово с воплем вырвалось из слова / И стало музыкой, венчая львиный лик. / В рогах быка опять запела лира, / Пастушьей флейтой стала кость орла, / И понял ты живую прелесть мира / И отделил добро его от зла (Заболоцкий). Движение жизни всегда воспринимается сознанием человека как борьба добра и зла, но это не так. Люди, желающие человечеству добра, бессильны уменьшить зло жизни. Нужны великие идеи, чтобы рыть новое русло, сворачивать камни, рушить скалы, сносить леса, нужны мечты о всеобщем добре, чтобы великие воды дружно текли (Гроссман). История людей не была битвой добра, стремящегося победить зло (Гроссман). Жестокость жизни порождает добро в великих сердцах, они несут добро обратно в жизнь, полные желания изменить жизнь по подобию живущего в них добра. Но не круги жизни меняются по образу и подобию идеи добра, а идея добра, увязшая в жизненном болоте, дробится, теряет свою всеобщность, служит сегодняшней жизни, не лепит жизнь по прекрасному, но бесплотному образцу своему (Гроссман). Нет, жизнь меня не обделила, / Добром своим не обошла. / Всего с лихвой дано мне было / В дорогу - света и тепла (Твардовский). Всё смешалось - Добро, Равнодушие, Зло. / Пел сверчок деревенский в московской квартире. / Целый год благодати в безрадостном мире - / Кто из смертных не скажет, что мне повезло?! (А. Галич). Всё причастно Добру, / Всё подвластно Добру. / Только с этим Добрынею взятки не гладки, / И готов я бежать от него без оглядки, / И забиться, зарыться в любую нору!.. (А. Галич). Люди относились / к джинну / странно / и не очень верили ему. / Их одно лишь интересовало: / - Всё-таки скажи, / открой секрет... / Сам-то ты / неужто без навара?! / - Я же джинн!.. / - Ну-у, это не ответ! / Не бывает так... / Добро приносишь... / Бедным помогаешь задарма... / Ничего себе взамен / не просишь... / Понимаешь? - / Дураков нема (Р. Рождественский). Эта истина слишком стара, / С ней давно примириться пopa: / Человек никогда не прощает / Причинённого кем-то добра, / Потому что добро унижает (Межиров).

VII. Необходимость. Доvлжность. Возможность. Желаемость. «Спешите делать добро!» (афоризм; Ф. П. Гааз). Добро должно быть деятельно. Добро должно быть с кулаками (афоризм). Делай добро, но не требуй благодарности. Мало говорить о добре, нужно действовать. Доброе дело не может быть показным. «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро» (Л. Толстой). Желаю тебе всего самого хорошего, самого доброго. От таких соседей не жди добра. Обманщик хорошему не научит. Какого же добра можно ждать от этого человека, чего хорошего? Если бы в мире торжествовало добро, а не зло и корыстолюбие! Будьте добры (также форма вежливого обращения). Люди добрые! (крик, обращение, призыв о помощи). Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (приветствия). Доброго здоровья! Доброго пути! Доброй ночи (пожелания). Всего доброго! Всех благ! (пожелания при прощании). «Забудь ты моё добро, да не делай мне худа» (Даль). «От людей не жди блага» (Даль). «За добро не жди добра» (Даль). «Хоть в орде, да в добре (лишь бы в добре)» (Даль). «Добро делай, никого не бойся» (Даль). «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром» (Даль). «Худого не хвали, а хорошего не кори» (Даль).

s Минуту каждую ты времени златого / Согражданам своим употреби во благо (В. В. Петров). В заблуждении вашем, в забвении самих себя, возлюбите добро. Распутное житие, безмерное любочестие, наглость и все пороки юности оставляют надежду исправления, ибо скользят по поверхности сердца, его не уязвляя (Радищев). ... Сынок мой, не брея ещё бороды, стал знатным боярином. Возмечтал он о себе, что умнее всех на свете. Чего доброго ожидать от такого полководца или градоначальника? (Радищев). Как желать добра тому, кого не знаю, и что сие? Добром назваться может ли желание неопределённое, помаваемое неизвестностию? (Радищев). Что делал я, когда я был богат, / О том упоминать я не намерен: / В молчании добро должно твориться. / Но нечего об этом толковать (Пушкин). Люби добро, и тогда ты будешь необходимо полезен своему отечеству, не думая и не стараясь быть ему полезным (Белинский). Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! <...> Вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце» (Гоголь). Вас уверяли, что я злодейка ваша, и вы иногда верили, хоть сердце у вас доброе; я, напротив, желаю вам добра и докажу это на деле (С. Аксаков). Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ... (Некрасов). Да ты взгляни только пристальнее и разгляди! Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости, даже не глупости, а просто неловкости... (Достоевский). ... Генерал Ратмиров <...> постоянно обращался в высшем свете - и без нравственности, безо всяких сведений, но с репутацией дельца, с чутьём на людей и пониманьем обстоятельств, а главное, с неуклонно твёрдым желанием добра самому себе видел наконец перед собою все пути открытыми... (Тургенев). [Кабанова] - Желаю! от души брату желаю! Не любил он меня, а я - желаю! Я всем добра желаю! и ненавидящим и обидящим - всем! (Салт.-Щедрин). - Мне самой ничего не надо. Отними он у меня всё: здоровье, жизнь, пошли слепоту - тебе лишь подай всякую радость, всякое счастье и добро... (Гончаров). - Прощайте, прощайте, дай бог вам счастья, чинов, крестов, всего доброго и хорошего, всякого добра и имущества!!! (Гончаров). И даже в час отдохновенья, / Подъемля потное чело, / Не бойся горького сравненья / И различай добро и зло (Фет). ... Если человек есть только факт, только условное и ограниченное явление, <...> пусть он и будет только фактом: факт сам по себе не истинен и не ложен, не добр и не зол, - он только натурален, он только необходим. Так пусть же человек не стремится к истине и добру, всё это только условные понятия, в сущности - пустые слова (Соловьёв). «В наших храмах мы не знаем других степеней, - читал великий мастер, - кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком. Берегись делать какое-нибудь различие, могущее нарушить равенство. <...> Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения. Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием ему добра» (Л. Толстой). - Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да не надолго! - прибавил он (Л. Толстой). ... Никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого (Л. Толстой). Прежде (это началось почти с детства и всё росло до полной возмужалости), когда он старался сделать что-нибудь такое, что сделало бы добро для всех, для человечества, для России, для губернии, для всей деревни, он замечал, что мысли об этом были приятны, но сама деятельность всегда бывала нескладная, не было полной уверенности в том, что дело необходимо нужно ... (Л. Толстой). ... Думаю нехорошо, мелко, хитрю перед самим собою, и в это время моё миросозерцание может быть выражено словами, которые знаменитый Аракчеев сказал в одном из своих интимных писем: «Всё хорошее в свете не может быть без дурного, и всегда более худого, чем хорошего» (Чехов). О, если бы ты знал, как в это мгновение безмятежно и благосклонно моё сердце! Я желаю тебе всего доброго и молю олимпийцев, да смягчат они твою жестокую, тёмную и страдающую душу ... (Мережковский). - За помощью Божией готов и дух свой предать, - ответил старик. - Когда не ныне, умрём же всячески. Надобно бы что доброе сделать, с чем бы предстать перед Господом ... (Мережковский). Ну, ладно, ты меня не любишь, Бог тебя за это простит, я на тебя не обижаюсь. Но мы тебя любим все искренне и желаем добра! (Булгаков). До этого времени ещё очень многим казалось, что человеческая жизнь руководится высшими законами добра. И что в конце концов добро должно победить зло, и человечество станет совершенным. Увы, это были пережитки средневековья, они расслабляли волю и тормозили ход цивилизации (А. Н. Толстой). Это дача лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. Тут живёт его жена и та маленькая девочка, у которой добрый Гейка так и не добился, отчего она часто плачет. И если тебе случится, то сделай ей, Женя, что-нибудь хорошее (А. Гайдар). Жди меня, и я вернусь, / Не желай добра / Всем, кто знает наизусть, / Что забыть пора (Симонов). В грехе покаяться не смея, / На Еву валит грех Адам, / А та слагает грех на змея. / Я не желаю знать добро / И зло, от коих все недуги. / Верни мне, Бог, моё ребро, / Мы обойдёмся без подруги (Межиров). «Прощай...» Прощаю, чтоб не вышло боком. / Сосуд добра до дна не исчерпать. / Я чувствую себя последним богом, / единственным умеющим прощать (Окуджава).

VIII. Каково. Рассуждать о добре, ничего не делая для других - смешно. Афишировать свои добрые дела - неумно и неуместно. Считалось, что повстречаться с лесовиком - не к добру. Сажать деревья, охранять лес - доброе дело. «Доброму везде добро» (Даль). «При солнце тепло, при матери добро» (Даль). «Овёс ноне уродился добр, да и жать добро» (Даль).

s - <...> А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить? (Пушкин). Братья в ту пору домой / Возвращалися толпой / С молодецкого разбоя. / Им навстречу, грозно воя, / Пёс бежит и ко двору / Путь им кажет. «Не к добру! - / Братья молвили, - печали / Не минуем» (Пушкин). Скоро сам узнаешь в школе, / Как архангельский мужик / По своей и божьей воле / Стал разумен и велик. / Не без добрых душ на свете- / Кто-нибудь свезёт в Москву, / Будешь в университете - / Сон свершится наяву! (Некрасов). - Знаешь, Дунечка, как только я к утру немного заснула, мне вдруг приснилась покойница Марфа Петровна... и вся в белом... <...> К добру ли это? (Достоевский). - Это хорошо, матушка, плакать во сне: к добру! - сказал Антон Иваныч ... (Гончаров). - Как же! И у Мадонны на мосту Рубаконте каждую ночь слёзы капают из глаз. Тётка Лучия сама видела. - Не к добру это, ой, не к добру! Господи, помилуй нас грешных... (Мережковский). И, уже с трудом различая дорогу, пошли по глубокому песку к поляне, как вдруг что-то зашуршало в сухой перепутанной хвое и оттуда колом вынырнула большая головастая сова. Она метнулась на нас - я даже успел разглядеть её серые штаники - и взвилась на своих широких круглых крыльях. <...> - Не к добру, - сказала она, покачав головой. Я улыбнулся. - Уверяю вас, не к добру, - повторила она просто и настойчиво (Бунин). Но все понимали, - решается великое дело, меняется власть. Но к добру ли? Будто бы хуже, чем теперь, - некуда... (А. Н. Толстой).

IX. Как. Разошлись по-доброму, по-хорошему. Поступил по-доброму, по-человечески. Я пришёл к тебе с добром, а не ссориться. Делает добрые дела тихо, незаметно. Кто истинно добр, тот не кричит о своих добрых делах. Живёт добродетельно, по законам добра. Кончить дело добром, по-хорошему. Это дело добром не кончится, будет худо. С этим мальчишкой надо действовать добром, а не окриками. Поговори с ним добро, ласково, по-хорошему. Помог не словами, а добрым делом. Добром, добрыми делами заслужить любовь окружающих. Помянем его добрым словом. Отплатил добром за добро. Пошёл по доброй воле (т. е. добровольно). Добро пожаловать! (приглашение). Убирайся подобру-поздорову (т. е. пока цел, пока нет неприятностей). «Добрый человек в добре проживает век» (Даль). «Старость с добром не приходит» (Даль). «Добро не лихо: ходит о мир тихо» (Даль).

s [Добров] Закон желает нам прямого всем добра, <...> / Но не равнo мы все к добру расположенны (Капнист). И за помощию Божиею управился путь наш в Мальту добро (П. А. Толстой). Кто добр поистине, не распложая слова, / В молчаньи тот добро творит ... (Крылов). [София] <...> Хочу у вас спросить: / Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? / Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? / Хоть не теперь, а в детстве, может быть (Грибоедов). «Ты, царевич, мой спаситель, / Мой могучий избавитель, / Не тужи, что за меня / Есть не будешь ты три дня, / Что стрела пропала в море; / Это горе - всё не горе. / Отплачу тебе добром, / Сослужу тебе потом <...>» (Пушкин). Павел Иванович, у вас столько воли, столько терпенья. <...> У вас нет любви к добру - делайте добро насильно, без любви к нему. Вам это зачтётся ещё в большую заслугу, чем тому, кто делает добро по любви к нему (Гоголь). ...День изо дня ждёт живой человек: не будет ли завтра лучше, не разрешится ли завтра сомненье, не явится ли завтра тот, кто скажет вам, как делать добро... (Добролюбов). Ещё добром должны мы помянуть / Тогдашнюю литературу, / У ней была задача: как-нибудь / Намёком натолкнуть на честный путь / К развитию способную натуру... (Некрасов). «Братья! вы наши плоды пожинаете! / Нам же в земле истлевать суждено... / Всё ли нас, бедных, добром поминаете / Или забыли давно?..» (Некрасов). ... Близок, близок день спасенья: / Всё случилося к добру ... (Некрасов). И вот какое моё решение будет: попробую и ещё раз добром с ним поступить: отделю ему папенькину вологодскую деревнюшку, велю там флигелёчек небольшой поставить - и пусть себе живёт ... (Салт.-Щедрин). - Ох, уж эти поэмы любви, никогда добром не кончаются! Надо прежде стать под венец и тогда плавать в розовой атмосфере!.. (Гончаров). «Я иногда вижу в нём как будто пушкинского демона... Не верит он любви, и проч., говорит, что счастья нет, что его никто и не обещал, а что есть просто жизнь, разделяющаяся поровну на добро и зло...» (Гончаров). «...Мы вас здесь и родителей ваших всячески добром поминаем и Бога молим...» (Гончаров). Я не хотел чёрной неблагодарностью платить за добро, которое мне сделал господин L..., и решился бежать от него (Л. Толстой). Эти графские кутежи добром не кончатся (Чехов). ... Был тогда Герасим Николаевич как-то особенно весел и возбуждён. Не к добру, видно, веселился человек! Планы какие-то строил, порывался куда-то, даже помолодел (Булгаков). - Не хочу я ей мстить за обиды, пережитые в юности. Не хочу демонстрировать своего превосходства. Мы будем выше этого. Ответим ей добром на зло... (Довлатов).

X. Сколько. Этот человек сделал людям много добра, много хорошего. Я видел много добра от этого добродетельного человека. Люди помнят не одно его доброе дело. Мало добра в нашем холодном мире. Много ли добра сделал он окружающим? Видел ли я от него хоть сколько-нибудь добра? До станции добрых десять километров. Разом выпил с добрый кувшин кваса. Собрали с добрую сотню отборных боровиков.

s Три оные добродетели: приветливость, смирение и учтивость - украшают немало шляхетскую славу (Юности честное зерцало, 1717 г.). Имеет эпиграмма две добродетели, ясность и краткость (Аполлос, 1785 г.). [Басманов] Высокий дух державный. / Дай бог ему с Отрепьевым проклятым / Управиться, и много, много он / Ещё добра в России сотворит (Пушкин). Исполня жизнь свою отравой, / Не сделав многого добра, / Увы, он мог бессмертной славой / Газет наполнить нумера (Пушкин). Кто просит пищи для сатиры, / Кто для души, кто для пера; / И признаюсь - от вашей лиры / Предвижу много я добра (Пушкин). Разговор обратился к воспитанию, любимому предмету его высочества. Я успел высказать ему многое. Дай бог, чтобы слова мои произвели хоть каплю добра! (Пушкин). - Ах, Павел Иванович, Павел Иванович! Я думаю о том, какой бы из вас был человек, если бы так же, и силою и терпеньем, да подвизались бы на добрый труд, имея лучшую цель! Боже мой, сколько бы вы наделали добра! Если бы хоть кто-нибудь из тех людей, которые любят добро, да употребили бы столько усилий для него, как вы для добыванья своей копейки, да сумели бы так пожертвовать для добра и собственным самолюбием и честолюбием. Не жалея себя, как вы не жалели для добыванья своей копейки, - боже мой, как процветала бы наша земля! (Гоголь). Наконец я обратился к самому свежему предмету моих недоумений: отчего сначала говорили об Мироныче, как о человеке злом, а простились с ним, как с человеком добрым? Отец с матерью старались растолковать мне, что совершенно добрых людей мало на свете ... (С. Аксаков). ... Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен ... (Достоевский). ... Он владел такими средствами, столько можно было через него сделать добра, принести пользы существенной... (Тургенев). [Дуня] <...> А всё-таки, Паша, ты то возьми, лет пять жили... ведь жалко. Конечно, немного я от него доброго видела... больше слёз... одного сраму что перенесла. Так, ни за что прошла молодость, и помянуть нечем (Островский). ... Имея дело с японцами, надо отчасти на время отречься от европейской логики и помнить, что это крайний Восток. <...> От европейцев добра видели они пока мало, а зла много: оттого и самое отчуждение их логично (Гончаров). - Ты знаешь, он через свою мать и брата всё может сделать. Потом они делают много добра. Он не говорил тебе про свою больницу? (Л. Толстой). Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю её жизнь в беспрерывных занятиях (Л. Толстой). «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!» (Л. Толстой). ... Пьер сознавал, что он <...> из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, - исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость (Л. Толстой). Добро первых христиан, добро всех людей сменилось добром для одних лишь христиан, а рядом жило добро для мусульман, добро иудеев. Но прошли века, и добро христиан распалось на добро католиков, протестантов, добро православия. И в добре православия возникло добро старой и новой веры. И рядом шло добро богатых и добро бедных, рядом рождалось добро жёлтых, чёрных, белых. И, всё дробясь и дробясь, уже рождалось добро в круге секты, расы, класса, все, кто были за замкнутой кривой, уже не входили в круг добра (Гроссман).

XI. Насколько. Нет ничего в мире дороже добра, человеческого тепла. Добру нет меры. Больше бы в мире добра, меньше было бы горя, страданий. К старости он стал добрее, мягче. Худой мир лучше доброй ссоры (посл.). «Добрая слава дороже богатства» (Даль).

s Точно ли спартанцы были добродетельнее против греков? Не думаю (Карамзин). Мы разговаривали, по-видимому, так дружелюбно, что Иван Игнатьич от радости проболтался. «Давно бы так, - сказал он мне с довольным видом; - худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров» (Пушкин). Патриотизм <...> происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше (Добролюбов). О, безобразие самодовольной, непреклонной, дёшево доставшейся добродетели, - ты едва ли не противней откровенного безобразия порока! (Тургенев). ...Она, указывая ему на звёзды, говорила, что это очи Божиих ангелов, которые смотрят на мир и считают добрые и злые дела людей, как небожители плачут, когда в итоге окажется больше злых, нежели добрых дел, и как радуются, когда добрые дела превышают злые (Гончаров). Но, как я вам говорил тогда и писал, - заговорил он резким, тонким голосом, - я теперь повторяю, что я не обязан этого знать. Я игнорирую это. Не все жёны так добры, как вы, чтобы так спешить сообщать столь приятное известие мужьям. - Он особенно ударил на слове «приятное» (Л. Толстой). Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что всё человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого - нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик (Л. Толстой). По моему мнению, не существует таких обществ, в которых бы существовало более добра, чем зла (Л. Толстой). Есть люди, у которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных - добродетели (Ключевский). От зноя и от пыли, / От ветра и воды / Терраску застеклили / На разные лады / <...> С терраски застеклённой, / Из пёстрого окна / Мне жизнь видна зелёной / И розовой видна, / Оранжевой, лиловой / И розовой опять, / И розовое слово / Мне хочется сказать / <...> Но жизнь - превыше быта, / Добро - сильней, чем зло, / И вдребезги разбито / Обманное стекло. / И, как в волшебной сказке, / По мановенью лет / Приобретают краски / Первоначальный цвет (Межиров).

XII. Который (среди подобного). Отплачу тебе добром за всё то доброе, что я от тебя видел. «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л. Толстой). Это уже не первое добро в его жизни. Каждое (всякое) добро должно было бы отозваться добром. «Всякое даяние благо» (афоризм [по евангельскому поучению. Из Послания Иакова: «всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, нисходит от Отца Светов»]). Что Бог ни делает - всё к лучшему (посл.).

s Ему скоро тесен стал домашний мир. Природу, ласки матери, благоговение няньки и всей дворни, мягкую постель, вкусные яства и мурлыканье Васьки - все эти блага, которые так дорого ценятся на склоне жизни, он весело менял на неизвестное, полное увлекательной и таинственной прелести (Гончаров). Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (Ключевский). Я скажу осторожно: / Всё, что греет, - добро. / Целоваться ведь можно / В коридорах метро (Саша Чёрный). Он упрям. Я знаю, что нет для него ничего святей знамён Красной Армии, и поэтому всё, что ни есть на свете хорошего, это у него - солдатское (А. Гайдар).

XIII. Где. Идеалисты уверяют нас, что в мире царит добро. Добро должно жить в душе человека. Добро там, где любовь к людям, участие, соболезнование, бескорыстная помощь. Добро не в словах, а в добрых делах, в добродетельных поступках. Не везде среди людей найдёшь подлинное добро, человечность. «На свете не без добрых людей» (Даль). «Час в добре пробудешь, всё горе забудешь» (Даль). «Добрый человек в добре проживёт век» (Даль).

s И если ты в плодах досужного пера / Порою не найдёшь великого добра, / Когда не видишь в них безумного разврата, <...> / Махни, мой друг, рукой и смело подпиши (Пушкин. Второе послание цензору). Питая жар чистейшей страсти, / Всегда восторженный герой / Готов был жертвовать собой, / И при конце последней части / Всегда наказан был порок, / Добру достойный был венок (Пушкин). Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? (Пушкин). Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете (Лермонтов). Есть какая-то невидимая, тайно действующая сила, которая мешает всякому добру в России. Верно, она имеет начало в чужих краях, трепещущих России и действующих чрез золото (Погодин. Из «Дневника», ссылка на мысль П. А. Толстого). Но про ваше лицо, Лизавета Прокофьевна, обратился он вдруг к генеральше, - про ваше лицо уж мне не только кажется, а я просто уверен, что вы совершенный ребёнок, во всём, во всём, во всём хорошем и во всём дурном, несмотря на то, что вы в таких летах (Достоевский). В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твёрдо верил в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство (Л. Толстой). «В наших храмах мы не знаем других степеней, - читал „великий мастер", - кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком. <...> Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения <...>» (Л. Толстой). ... Все были достаточно узки, прямолинейны, нетерпимы, исповедывали нечто достаточно несложное: люди - это только мы да всякие «униженные и оскорблённые»; всё злое - направо, всё доброе - налево; всё светлое - в народе, в его «устоях и чаяниях» ... (Бунин). И в этот час печальная природа / Лежит вокруг, вздыхая тяжело, / И не мила ей дикая свобода, / Где от добра неотделимо зло (Заболоцкий). Добро не в природе, не в проповеди вероучителей и пророков, не в учениях великих социологов и народных вождей, не в этике философов... И вот обыкновенные люди несут в своих сердцах любовь к живому, естественно и непроизвольно любят и жалеют жизнь, радуются теплу очага после трудового дня работы и не зажигают костров и пожаров на площадях (Гроссман). В такой райской тишине и в ангелов поверишь, и в вечное блаженство, и в истлевание зла, и в воскресение вечной доброты (Астафьев). Или, например, тот полковник <...> во всех беспутствах своих боялся, чтоб только не узнала жена: она верила в него, считала благородным, и он этим дорожил. Но смеем ли мы принять это чувство за плацдармик добра на его сердце? (Солженицын).

XIV. Куда. Стремление, тяга к добру. Добрые дела ведут к Царствию Небесному. Вступить, вернуться на путь добра. Отдать сироту в добрые руки (т. е. добрым людям). В добрый путь! (пожелание).

s Нам юноша, стремящийся к добру, / Смешон восторженностью странной, / А зрелый муж, поверженный в хандру, / Смешон тоскою постоянной (Некрасов).

XV. От - До (в пространстве). Такие поступки не доведут до добра. От добра добра не ищут (посл.). Игра не доведёт до добра (старая посл.).

s - «Что же? разве ты песнею зазывала счастье?» - «Где поётся, там и счастливится». - «А как неравно напоёшь себе горе?» - «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко» (Лермонтов). - Мыслишь ты всех людей добродетельными сделать, а про то позабыл, что добродетель не от тебя, а от Бога, и от Бога же всякому человеку пристойное место указано (Салт.-Щедрин). Эти сказки и баллады / До добра не доведут... / Вдруг очнёшься: глушь и холод, / Цепь на шее всё короче, / И вокруг кольцом собаки... / Чуть споткнёшься - и капут (Саша Чёрный). Музыкант был ещё мал, он ещё не выбрал изо всего мира что-нибудь единственное для вечной любви, его сердце билось пустым и свободным, ничего не похищая для одного себя из добра жизни (А. Платонов). Коля был и остался заморышем-подростком, хотя уже сходил в армию, выслужился до старшего сержанта. Не видавший добра и ласки от родителей, он искал её у других людей (Астафьев).

XVI. Когда. Вечная борьба добра со злом. Вечная идея добра. Всегда ли свобода несёт добро людям? Всю жизнь провёл в поисках добра и справедливости. За свою долгую жизнь видел от людей и добро и зло. В доброе старое время (т. е. прежде, когда жилось хорошо). Не в добрый час начали мы это дело. В добрый час! (пожелание удачи). «В добрый час молвить, в худой промолчать (оговорка от сглаза)» (Даль). «Доброе дело на век (на два века: на этот и на тот)» (Даль).

s Бываю весел и спокоен, / Когда я сотворю добро; / Бываю скучен и расстроен, / Когда соделаю я зло: / Отколь же радость чувств такая? / Отколь борьба и перевес? / Не то ль, что плоть есть персть земная, / А дух - влияние небес? (Державин). Придёт, придёт и наше время, / И наши внуки в добрый час / Из мира вытеснят и нас! (Пушкин). Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра, и что вы всякому человеку готовы помочь (Пушкин). ... Они <...> частыми посещениями, присутствием своим, умными и дельными разговорами много успокаивали пылкую голову Софьи Николавны и много сделали добра на то время и ей и её мужу (С. Аксаков). - Что касается до меня, я во многом изменился, <...> хотя в важном, существенном я не изменился; я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, - я верую теперь, да - я верую, верую (Тургенев). Сквозь слёз младенческих обманчивой улыбкой / Надежда озарить сумела мне чело, / И вот всю жизнь с тех пор ошибка за ошибкой, / Я всё ищу добра - и нахожу лишь зло (Фет). ... Следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот (Л. Толстой). Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему (Л. Толстой). Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо (Л. Толстой).
- Мечтатель, ветреник. Меры не знает ни в чём. Я, впрочем, всегда ему желал добра, а теперь, когда узнал, что он твой друг, - тем более. Он ведь добряк! (Мережковский). Ах, дети, милые дети лейтенанта Шмидта, почему вы не читаете газет? Их нужно читать. Они довольно часто сеют разумное, доброе, вечное (И. Ильф и Е. Петров). Чистоту, простоту мы у древних берём, / Саги, сказки - из прошлого тащим, - / Потому что добро остаётся добром - / В прошлом, будущем и настоящем! (Высоцкий).

XVII. От - До (во времени). Добро и зло противоборствуют искони веков. С малых лет видел в семье только добро. Пока жив, не забуду всё то доброе, что он мне сделал. До старости сохранил веру
в добро.

s Человек добр от природы, а делается злым только в дурном обществе («Пантеон иностр. словесности», 1798 г.). И так-то вот всегда у этих шиллеровских прекрасных душ бывает: до последнего момента рядят человека в павлиньи перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются... (Достоевский). Измученная, мокрая, грязная, она вернулась домой, и с этого дня в ней начался тот душевный переворот, вследствие которого она сделалась тем, чем была теперь. С этой страшной ночи она перестала верить в добро. Она прежде сама верила в добро и в то, что люди верят в него, но с этой ночи убедилась, что никто не верит в это и что всё, что говорят про Бога и добро, всё это делают только для того, чтобы обманывать людей (Л. Толстой). Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (Чехов). Запретный Плод, не сорванный никем, / На землю пал, зарылся в прель глубоко, / - И яблоня стоит, как манекен, / Добра и Зла лишённая до срока... (Межиров).

XVIII. Зачем. Отдать жизнь во имя добра. Служить (работать, творить) на благо людям. «Отца отечества Великого Петра / Положенны труды для общего добра» (Ломоносов). «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л. Толстой). Жизнь дана на добрые дела (посл.). «Пришёл с добрым (за добрым) делом (сватать)» (Даль). «Для доброго довольно, а для худого и того жаль» (Даль).

s Фелицы слава - слава Бога, / Который брани усмирил; <...> / Равно всех смертных просвещает, / Больных покоит, исцеляет, / Добро лишь для добра творит (Державин). - Вижу, чувствую, Афанасий Васильевич, что жизнь веду не такую, но нет большого отвращенья от порока: огрубела натура; нет любви к добру, этой прекрасной наклонности к делам богоугодным, обращающейся в натуру, в привычку. Нет такой охоты подвизаться для добра, какова есть для полученья имущества (Гоголь). Скоро он был достойно отличён самой государыней, вверившей ему значительное место, совершенно согласное с собственными его требованиями, место, где он мог много произвести для наук и вообще для добра (Гоголь). ... А вообще в жизни, на всяком шагу, грозят нам опасности, часто, к спокойствию нашему, не замечаемые. Зато, как будто для уравновешения хорошего с дурным, всюду рассеяно много «страшных» минут, где воображение подозревает опасность, которой нет (Гончаров). ... Он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе (Л. Толстой). «Ведь всё это было и прежде; но отчего я не замечала этого прежде? - сказала себе Анна. - Или она очень раздражена нынче? А в самом деле, смешно: её цель - добродетель, она христианка, а она всё сердится, и все у неё враги и все враги по христианству и добродетели» (Л. Толстой). В Нехлюдове, как и во всех людях, было два человека. Один - духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и других людей, и другой - животный человек, ищущий блага только себе и для этого блага готовый пожертвовать благом всего мира (Л. Толстой). ... Одни говорили, что мадам Шталь сделала себе общественное положение добродетельной, высокорелигиозной женщины; другие говорили, что она была в душе то самое высоконравственное существо, жившее только для добра ближнего, каким она представлялась (Л. Толстой). - Да, Бог даёт крест и даёт силу нести его. Часто удивляешься, к чему тянется эта жизнь... <...> - Чтобы делать добро, вероятно, - сказал князь, смеясь глазами. - Это не нам судить, - сказала госпожа Шталь, заметив оттенок выражения на лице князя (Л. Толстой). - Вы заметьте: если цель человечества - благо, добро, любовь, как хотите; если цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и так далее, то ведь достижению этой цели мешает что? Мешают страсти (Л. Толстой). - Ничего, ничего, брат Егор, ничего... - забормотал скороговоркой о. Христофор. - Ничего, брат... Призывай Бога... Не за худом едешь, а за добром. Ученье, как говорится, свет, а неученье - тьма... Истинно так (Чехов). Но Добро, как известно, на то и Добро, / Чтоб уметь притворяться - и добрым, и смелым, / И назначить при случае чёрное - белым, / И весёлую ртуть превращать в серебро (А. Галич). Джинн был добрым. / Из бутылки вылез, / а бутылку / подарил / мальцу... / Стражники царёвы подивились: / мимо них / шагнула тень / к дворцу. / Царь, / румяный, как шашлык по-карски, / глянул на волшебника хитро: / - Ты откуда взялся?.. / - Я? / Из сказки... / - А сюда зачем? - Творить / добро... / - Значит, будешь требовать / в награду / золотишко, / бархату аршин? / Может, / дочку царскую?.. / - Не надо. / Ничего не надо. / Я же - / джинн... / Царь перекрестился на икону, / скипетром покачивая в такт, / и сказал сурово: / - Нет закону, чтоб добро творили / просто так!.. (Р. Рождественский. Сказка о добром джинне).

XIX. Почему. Доброму человеку воздастся за его добрые дела. Господь наградит за доброе дело. «Вынужденная добродетель теряет всю свою цену» (Писарев). Помиримся: ведь мы были добрыми друзьями. За моё же добро, за доброе дело меня же клянут. Спасибо тебе за доброе слово (на добром слове). Спасибо ему за то хорошее, что он для меня сделал. Это счастье тебе - в воздаяние за добрые дела. Не с добра явился этот незваный гость. Убить бобра - не видать добра (по старинной примете о том, что убить бобра - к худу, плохое предзнаменование; искажение пословицы: Не убить бобра - не видать добра). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). «От добра худа не бывает» (Даль; посл.). Много пить - добру не быть (старая посл.). Кинь хлеб за лес, пойдёшь назад - найдешь (посл. о том, что за доброе дело когда-н. обязательно отплатится добром). «Кинь добро назад, очутится напереди» (Даль). «Добро творить - себя веселить» (Даль).

s Аще не получит человек от детства воспитания доброго, трудно ему злым не быть, который и родился зол (Первое учение отрокам, 1723 г.). На лествице, по которой разум человеческий нисходить долженствует во тьму заблуждений, если покажем что-либо смешное и улыбкою соделаем добро, блаженны наречемся (Радищев). [Царь] Нет, милости не чувствует народ: / Твори добро - не скажет он спасибо... (Пушкин). [Пимен] <...> Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу, / Своих царей великих поминают / За их труды, за славу, за добро ... (Пушкин). И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я свободу / И милость к падшим призывал (Пушкин). [Дон Гуан] <...> Вас полюбя, люблю я добродетель / И в первый раз смиренно перед ней / Дрожащие колена преклоняю (Пушкин). Но кто ж, усердьем пламенея, / Ревнуя к общему добру, / Донос на мощного злодея / Предубеждённому Петру / К ногам положит, не робея? (Пушкин). «...Паду ли я, стрелой пронзённый, / Иль мимо пролетит она, / Всё благо: бдения и сна / Приходит час определённый; / Благословен и день забот, / Благословен и тьмы приход!» (Пушкин). - Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург (Пушкин). Так, истинная благость / Без всякой мзды добро творит: / Кто добр, тому избытки в тягость, / Коль он их с ближним не делит (Крылов). О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: <...> говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах ... (Гоголь). Не говори: «Забыл он осторожность! / Он будет сам судьбы своей виной!..» / Не хуже нас он видит невозможность / Служить добру, не жертвуя собой (Некрасов). «Должен ли я постараться убить князя?» - спрашивал я самого себя и, разумеется, хотел убить его, не из мести, а из желания добра Лизе (Тургенев). Если где слишком много толкуют о добродетели - это всё равно, как если в комнате у больного слишком накурено благовониями; наверное, перед этим совершилась какая-нибудь пакость (Тургенев). Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным - и не делал добра... потому что добро по указу - не добро (Тургенев). [Кабанова] Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить (Островский). - Ну, вот ты пишешь, что я очень добр и умён - может быть, это и правда, может быть, и нет; возьмём лучше середину, пиши: «Дядя мой не глуп и не зол, мне желает добра... <...> А желает добра потому, что не имеет причины и побуждения желать зла, и потому, что его просила обо мне моя матушка, которая делала некогда для него добро» (Гончаров). - Береги деньги... ох, береги на чёрный день! Трать с толком. От них, проклятых, всякое добро и всякое зло (Гончаров). Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие - награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий. И его-то я знаю, и все мы знаем (Л. Толстой). ... Как говорит Стерн: «мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали» (Л. Толстой). «Зачем ты это сделал?» - спросил его художник. - «Затем, что желаю тебе добра, ибо сказано: сторицею воздаётся вам свыше за доброе дело» (Мережковский). «Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Мережковский). - Ты произнёс свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? (Булгаков). Добро убеждает нас, только если его осветит красота (Пришвин).