Исходные теоретические положения

Проект реализован при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

При поддержке РГНФ - грант  № 14-04-00528

Информационно-поисковая система «Словарь языка М.Е. Салтыкова-Щедрина»


Поиск
Алгоритм работы со словарем
Исходные теоретические положения

При изучении творчества писателя наиболее объективным основанием реконструкции его художественной философии является словаростроение как один из способов исследования художественной речи, лексикографирование языкового массива текстов - полного (словарь языка писателя в целом) либо частного, отображающего язык отдельных произведений либо использование языковых единиц определенных типов. В данном случае для лексикографирования избраны окказионализмы как такой тип индивидуально-авторских образований, в котором ближайшим образом отображаются эстетические принципы и художественная философия («идеология») как отдельных произведений, так и творчества писателя в целом. Поскольку в окказионализмах опредмечиваются наиболее значимые компоненты концептосферы писателя, можно утверждать, что идеографическая систематизация авторских окказионализмов позволяет получить словарное отображение ядерной части концептосферы писателя в целом.

Окказионализмы, как один из основных маркеров существенных компонентов концептосферы, в системе лексико-семантических средств художественного произведения репрезентируют не только «идеологию», художественную философию, но и выражают интенции автора, обусловливающие выбор тем, персонажей, другого языкового материала и т. д. Поэтому идеографическое описание окказиональной лексики дает возможность выхода на интенционально-прагматический уровень языковой личности - уровень «намерений», явных и скрытых целевых установок. Идеографическая систематизация лексического (а следовательно, и текстового) материала в данной работе основывается на двуаспектном - семасиологическом и одновременно ономасиологическом исследовании окказионализмов как феноменов индивидуально-авторского словотворчества. Исходный (базовый, «входной») семантический параметр членения лексического массива при этом может либо определяться индуктивно, как результат последовательного словообразовательного и лексико-семантического анализа, либо устанавливаться дедуктивно - задаваться извне индивидуально-авторской лексико-словообразовательной системы на основе предварительной оценки значимости ключевых идеологем художественной философии писателя.

Результаты наших  исследований позволяют утверждать, что в качестве семантически доминантного концепта (одновременно и максимально объемного концепта, то есть макроконцепта) творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина целесообразно усматривать идейно-художественную идеологему «Раздвоенная реальность». Определение раздвоенный в составе данного именования исходного макроконцепта как ключевого семантического параметра идиотезауруса писателя отсылает к представлениям о человеке как «заблудившемся» в современном мире, где добро и зло, человек и зверь, правда и ложь нередко подменяют друг друга. «Человека заблудившегося» в латинизированной огласовке современная гуманитаристика компактно характеризует как homo errans (из лат. errare 'заблу- диться > заблуждаться, ошибаться; блуждать, бродить, скитаться') или, иначе, как homo zwischens (< нем. zwischen 'между, среди'). Это человек, «отягощенный противоречиями "междубытия": между душой и телом, предопределенностью ("судьбой") и свободой, греховностью и святостью и т. д.» С одной стороны, человек погружен в обыденность повседневного обывательского существования, которая строится, по мысли Салтыкова-Щедрина, на обмане, отличается отсутствием достаточно строгих нравственных ориентиров, населена обесчеловеченными людьми, низведенными до уровня «зубосокрушителей», «кукол» и «зверей». С другой стороны, человеку доступна и вторая, «скрытая» под покровом повседневности духовная реальность как воплощение идеальных представлений о такой жизни, в которой добро и истина являются высшими ценностями.

Представление о параллельности двух форм бытия пронизывает всю идейно-художественную систему Салтыкова-Щедрина: «...гоняясь за действительностью обыденною, осязаемою, он [читатель. - И.Г., Е.У.] теряет из вида другую, столь же реальную действительность, которая хотя и редко выбивается наружу, но имеет не меньше прав на признание, как и самая грубая, бьющая в глаза конкретность» [9, т. 8, с. 189]; «...я пользуюсь всяким темным намеком, всяким минутным излиянием и с помощью ряда усилий вступаю твердой ногой в храмину той другой, не обыденной, а скрытой действительности, которая одна и представляет верное для всесторонней оценки человека» [Там же, с. 191]. Макроконцепт «Раздвоенная реальность» в случае Салтыкова-Щедрина мы трактуем как структурирующий в рамках макродескриптора «Человек» идеографическую группу «Эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия», связанную с восприятием действительности человеком, в составе данного концепта различаем две фасеты (смысловые зоны), в названиях которых оставляем щедринские номинации: «Скрытая действительность» и «Обыденная действительность» (синонимичный аналог этого именования второй, данной в непосредственном наблюдении повседневной действительности - широкоупотребительное в щедриноведении именование «Перевёрнутый мир»). Объём этих смысловых зон различен: доминирует смысловая зона «Обыденная действительность», при немногочисленности зоны «Скрытая действительность». Это связано с особенностями восприятия мира человеком. Он фиксирует прежде всего аномальные явления как систему отклонений от нормы, что можно представить в виде градационной шкалы аксиологических понятий. Норма находится не на середине шкалы, между «плохо» и «хорошо», а совпадает с положительной ее частью, то есть норма - это идеал. Ее достижение «есть цель, а не отправная точка. Идентификация хорошего с нормой производится не относительно действительного, а относительно идеального состояния мира» [Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык: к проблеме языковой «картины мира» // Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3-19 ].

В процессе работы нами был составлен синопсис идеографической классификации, построенный в логике, продиктованной авторским противопоставлении «Скрытой действительности» и «Обыденной действительности».