3. Тип словаря

Проект реализован при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

При поддержке РГНФ - грант  № 08-04-12-116в

Информационно-поисковая система: «Семантические модели русских глагольных предложений»


1. Цель, задачи и основополагающие принципы словаря
2. Теоретическая база словаря и исходные теоретические положения
3. Тип словаря
4. Структура словаря (макроструктура)
5. Структура словарной статьи словаря (микроструктура)

Типология словарей учитывает прежде всего характер отражаемого в словаре материала и его предназначение, что отмечают многие теоретики и практики лексикографии (В.В. Дубичинский, Ю.Н. Караулов, Э.В. Кузнецова, В.В. Морковкин и др.).

Если по этим параметрам охарактеризовать наш словарь, то, во-первых, его следует отнести к словарям нового типа, во-вторых, его можно рассматривать как комплексный словарь, и, в-третьих, он рассчитан и на специалиста-филолога, ученого-лингвиста, и на широкого пользователя. В качестве аргументов высказываемого суждения можно привести следующие положения.

Данный словарь по праву можно отнести к словарям нового типа, ибо в нем материалом рассмотрения являются лексико-семантические группы русских глаголов в семантико-синтаксическом аспекте, а объектом непосредственного лексикографирования - сопрягаемые с глаголами определенных ЛСГ семантические модели русских глагольных предложений в парадигматическом освещении с указанием исходной базовой модели и ее регулярных типовых репрезентаций. Так как в данном словаре впервые осуществляется лексикографическая параметризация достижений теоретического синтаксиса и лексикологии, а также результатов глобальной классификации русских глаголов (ТСРГ) в новом синтаксическом плане, его можно отнести к экспериментальным словарям.

В этом словаре сохраняется принцип системно-идеографического описания лексики (как в ТСРГ), который дополняется принципом системного описания собственно синтаксических единиц - предложений, передающих типовые ситуации и содержащих базовые семантические модели, эти ситуации отображаются и организуются категориально-лексической семантикой разных ЛСГ глаголов (базовые исходные семантические модели) и воплощаются в различных лексических вариантах, обусловленных дифференциальной семантикой глагола.

Подобное описание позволяет реконструировать «наивную картину мира» в более полном виде по сравнению с идеографическим словарем, ибо единицами описания здесь наряду с ЛСГ глаголов становятся типовые структуры денотативных ситуаций с указанием на участников, а также конкретные микроситуации - проявления типовых ситуаций.

Подобное описание является основой для дальнейших изысканий в области концептуализации процессуально-событийного мира действительности.

Таким образом, и с точки зрения лексической, и с точки зрения синтаксической семантики, данный словарь относится к типу содержательно-упорядо­ченных словарей (по классификации В.В. Морковкина), а по способу обнаружения информации, подаваемой в виде толкования типовой семантики исходных базовых структур и последовательного толкования типовой семантики регулярных вариантов базовой семантической модели, его можно рассматривать как объяснительный словарь.

Кроме того, словарь имеет явную функциональную направленность, так как в нем аккумулируется информация о типовых денотативно-пропозициональных структурах глаголов различных ЛСГ, о регулярном лексико-семантическом варьировании исходной базовой модели, для каждого варианта модели даются списки глагольных лексем с указанием их нормативной сочетаемости. Например, исходная базовая модель «субъект - предикат речевого сообщения - содержание сообщения - адресат» имеет лексический вариант под индексом 2.6 с типовой семантикой «человек сообщает кому‑л. какую‑л. информацию в неполном, незаконченном виде», для которого свойствен следующий ряд глаголов-предикатов: заикаться о чем, намекать на что, о чем, недосказывать что, чего и без доп., обмолвиться о чем и без доп., обронить что и без доп., оговариваться о чем, упоминать о ком-чем, про кого-что.

Следовательно, есть основание рассматривать данный словарь как функци­онально-языковой.

Все вышеназванные типологические характеристики словаря указывают на то, что он выполнен в русле идей активной (идеографической, функциональной) грамматики и относится к словарям активного типа, так как в нем формализована лексическая и синтаксическая семантика (от семантики - к структуре) с целью активизации процесса обучения русскому языку и его усвоения учащимися, в нем содержатся данные, необходимые для правильного употребления глагольных лексем в речи, т.е. он прямо ориентирован на говорящего.

Синтаксический словарь дает ответ на вопрос, как, зная значение глагола и его принадлежность к определенной ЛСГ слов, правильно строить фразу. А это - главная отличительная черта словарей активного типа, которую в первую очередь отмечают крупнейшие лексикографы современности: антропоориентированный словарь имеет «установку на обучение, активное овладение языком и поддержание знаний о нем, его эффективное использование... активный словарь призван облегчить обучающемуся процесс продуцирования речевого произведения» (Караулов, 1988, с. 16-17; см. также: Апресян, 1996, с. 13). Академик Ю.Д. Апресян отмечает «рост влияния словарей "активного типа", т.е. словарей для обучения говорению» в качестве тенденции современной лингвистики.

Создание подобных словарей - это настоящее и будущее лексикографии, сейчас идет процесс кристаллизации, оформления концепций словарей активного типа, разрабатываются разные лексикографические проекты подобных коммуникативно-, антропоориентированных словарей. Ю.Н. Караулов утверждал, что «создание активного словаря связано с большими трудностями теоретического и практического характера... Этот тип словаря является принципиально новым для русской лексикографии» (1988, с. 17).

Экспериментальный синтаксический словарь представляет собой научно систематизированный набор семантических моделей русских глагольных предложений и регулярных вариантов их лексических репрезентаций, вследствие чего он может использоваться в аспекте порождения речи, в сфере активной грамматики, грамматики продуцирования предложения и текста. Обращаясь к этому словарю, учащийся, студент, изучающий русский язык, сможет освоить как стандартные способы выражения знаний о ситуациях процессуально-событийного мира, так и нестандартные, образные.

Цель экспериментального синтаксического словаря - стать инструментом активного овладения языком - позволяет отнести его к разряду учебных словарей-справочников.

Итак, данный словарь - многопараметровый, многомерный, что объясняется многоаспектностью лексикографируемого материала (это и лексическая семантика, классы слов, глубинная синтаксическая семантика, поверхностные лексические репрезентации исходной семантической модели и др.), его достаточно большим объемом и разнообразием информации в словаре.

Экспериментальный синтаксический словарь семантических моделей русских глагольных предложений - это комплексный словарь нового активного типа, имеющий также признаки содержательно-упорядоченного, объяснительного, функционально-языкового, антропоориентированного и учебного словаря-справочника.